Карикатуры на выставку «импрессионистов», Le Charivari, 1874
Иногда удачно подобранное слово становится предметом анекдотов, иногда – мемом, а порой — дает имя целому направлению в искусстве. Что это – стечение обстоятельств или историческая закономерность? Как бы то ни было, термин «импрессионизм» обязан своим появлением на свет критической статье, которая этот самый импрессионизм и высмеивала.
Отверженные художники
Начиная с 1863 года в Париже проводился так называемый Салон отверженных – выставка художников, чьи живописные эксперименты не находили поддержки Академии изящных искусств и не допускались к участию в официальном Парижском салоне. В числе «отверженных» оказались помимо прочих Эдуард Мане, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей.
Камиль Писсарро. «Старая дорога из Аннери в Понтуаз. Заморозки»
Выставка 1874 года вошла в историю искусства как первая выставка импрессионистов. Правда, о том, что авторы полотен – импрессионисты, не знали тогда ни посетители салона, ни даже сами художники. Термина «импрессионизм» попросту не существовало – до выхода в свет статьи парижского журналиста Луи Леруа под названием «Выставка импрессионистов».
«Обойная бумага в стадии наброска»
Новый стиль в живописи вызывал тогда много критических отзывов, и Леруа написал в журнале «Le Charivari» о представленных на выставке картинах в иронической, полушутливой форме. Якобы он посетил мероприятие вместе со своим приятелем Жозефом Венсаном, который был шокирован и крайне впечатлен увиденным (“impression” с французского – «впечатление»).
Клод Моне. «Впечатление. Восходящее солнце»
Помимо этого, на выставке экспонировалась картина Клода Моне под названием «Впечатление. Восходящее солнце» — а потому слово «импрессионизм» в диалоге Леруа и Венсана смаковалось на все лады.
«- Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Не могло здесь не быть впечатления! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной, чем эта живопись!»
Впечатление от импрессионизма
Новый подход к созданию картин – небрежный, торопливый – действительно производил тогда сильное впечатление на фоне традиционных, академических художественных стилей.
Но вообще говоря, такова и была цель художников – выразить свои переживания, впечатления на холсте – живо и смело, поймав момент. Поэтому с термином согласились – несмотря на некоторую неопределенность, он прижился.
В настоящее время картина «Впечатление. Восходящее солнце» находится в музее «Мармоттан».
Работы Моне имеют огромную ценность среди коллекционеров, в частности, картина «Пруд с водяными лилиями» была продана на аукционе за сумму более чем 80 миллионов долларов.
Клод Моне. «Пруд с водяными лилиями»
Картины Моне и других импрессионистов занимают теперь почетное место среди шедевров мировой живописи.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
- Начало
- Галерея
- Артклуб
- Магазин
- Новости
- Форум
Луи Леруа: французский художественный критик, придумавший имя импрессионизм 508 слов читать ~3 мин.Раздел в процессе наполнения и корректировки
- 0
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Серия величайших художественных критиковЛуи Леруа Биография французского искусствоведа, придумавшего название «импрессионизм».
Искусствовед Луи Лерой.
СодержаниеКем был Луи Лерой? • Биография • Первая выставка импрессионизма • Последствия
Впечатление, восход солнца (1872) Пейзаж Моне, которыйсейчас находится в музее Мармоттан в Париже, название которого было использовано искусствоведомЛуи Лерой для обозначения термина«импрессионисты».
ИЗВЕСТНЫЕ ИСКУССТВА КРИТИКИДжейкоб Буркхардт (1818-97) Роджер Фрай (1866-1934) Герберт Рид (1893-1968) Джон Канадей (1907-85) Гарольд Розенберг (1906-1978) Клемент Гринберг (1909-94) Лео Стейнберг (1920- 2011)
Кем был Луи Лерой?
Луи Леруа стал одним из самых известных искусствоведов, связанных с эпохой современного искусства , в результате публикации насмешливого отзыва о групповой выставке в Париже под заголовком «Выставка импрессионистов». При этом он невольно окрестил одно из величайших течений в истории искусства – импрессионизм – и обозначил четкую идентичность небольшой группы художников-импрессионистов , участвовавших в шоу. Среди последних были Клод Моне (1840-1926), Ренуар (1841-1919), Поль Сезанн (1839-1906), Берта Моризо (1841-95), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсарро (1830–1903), Альфред Сислей (1839–1899) и Арман Гиллоймин (1841–1927), объединившиеся в Societe Anonyme des Peintres, Sculpteurs et Graveurs (Анонимное общество художников, скульпторов и граверов), чтобы продемонстрировать свое искусство. Луи Лерой взял пример с одной из картин Клода Моне, озаглавленной: «Впечатление, восход» ( Impression, Soleil Levant ). Увы, его полное непонимание эстетики и живописных качеств этих ранних картин импрессионистов вошло в историю как одна из самых больших ошибок во французской живописи. Тем не менее, немногие французские искусствоведы нашли что-то положительное о любом из восьми Выставки импрессионистов в Париже с 1874 по 1886 год. Публика не стала более восторженной. В самом деле, несмотря на финансовую поддержку парижских торговцев произведениями искусства, таких как Поль Дюран-Рюэль (1831-1922) и Амбруаз Воллар (1866-1939), только прибытие богатых коллекционеров произведений искусства из Америки и России, таких как Альбер Барнс (1872-1951) и Ивана Морозова (1871-1921) – художники-импрессионисты начали продавать свои картины на значительные суммы. Таким образом, язвительный и нелестный отзыв Луи Леруа о первом появлении импрессионизма Моне вполне соответствовал вкусу современного парижанца. О других искусствоведах того же периода см.: Феликс Фенеон (1861-1944) и Гийом Аполлинер (1880-1918).
биография
Луи Лерой был очень разносторонним художником и критиком XIX века, который занимался несколькими видами искусства , включая литературу, а также живописью и гравюрой. Тем не менее, его главным образом помнят как журналиста и обозревателя французского сатирического издания Le Charivari (чье название означает «несогласованная музыка»), который первым ввел сатирический термин «импрессионисты» для описания незавершенных картин, выставленных на первой выставке. Выставка импрессионистов на втором этаже бульвара Капуцинов, 35.
Le Charivari была иллюстрированной газетой, которая ежедневно выходила в Париже с 1832 по 1936 год. В ней использовалось карикатурное искусство , а также карикатуры, обзоры и сатиры из повседневной жизни, и она была моделью, которую использовали Эбенезер Ланделлс и Генри Мэйхью, когда они запустили Punch. в 1841 году. Рецензия Леруа появилась 25 апреля 1874 года под названием «Выставка импрессионистов» ( Exposition des Impressionnistes ).
Первая выставка импрессионизма
Привыкший к тщательно составленным, красиво оформленным и реалистичным картинам, ежегодно выставляемым в Парижском салоне , 62-летний Лерой был шокирован небрежной манерой рисования и небрежной композицией Моне и его друзей. Его реакцию разделяло большинство посетителей шоу, которые считали сюжет (в основном пейзажи или сцены повседневной жизни уличных людей) «вульгарным» и «банальным». Кроме того, они считали принятую манеру живописи слишком схематичной и неполной. Использование быстрых мазков – когда все картины завершаются за один сеанс – считалось оскорблением кропотливой и трудоемкой работы традиционных художников, которые часто тратили недели на одну работу.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Красным отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Кому понравилось
“Новый мир родился тогда, когда импрессионисты написали его” Анри Канвейлер
Если задать вопрос любому человеку, хоть немного знакомому с изобразительным искусством, какое направление ему нравится больше всего, то скорее всего он ответит — импрессионизм. Импрессионизм по праву считается точкой отсчета всего современного искусства. Как это вышло? Разбираемся.
Во Франции XIX века единственным шансом стать знаменитым и коммерчески успешным живописцем было участие в ежегодном Салоне Французской Академии художеств. Для этого нужно было пройти строгий отбор. Жюри придерживались крайне консервативных взглядов и скрупулезно следили за совершенством живописной техники и сюжетами полотен. Художник, отвергнутый официальным салоном, был обречен на безвестность и отсутствие заказов. Несмотря на закостенелость системы, в то время уже неотвратимо назревали изменения в искусстве, обусловленные важными достижениями своего времени. Одним из них стало бурное развитие фотографии, живопись утратила необходимость объективно фиксировать реальность, как это было раньше. Например, стало не нужно тратить долгие недели и внушительные суммы на создание портретов, потому что фотография справлялась с этим за один сеанс, а по правдоподобности ни один художник не мог с ней сравниться. Не менее значимым событием стало появление тюбиков для краски, казалось бы, такая мелочь, но именно благодаря этому, у художников появилась возможность работать на пленэре. Кроме того, мир захватила индустриализация, и он стал меняться так быстро, как никогда прежде. Конечно, искусство не могло остаться в стороне и перед художниками встали судьбоносные вопросы: как должно измениться искусство, с кем и на каком языке говорить?
В Кафе Гербуа на улице Батильон на Монмартре собирались прогрессивные художники, поэты и прочие творческие личности, и обсуждали судьбу современного искусства. Многие из них были отвергнуты официальным Салоном, и единственным шансом познакомить публику со своим творчеством и получить заказы было проведение выставки на альтернативной площадке. 29 художников, среди которых были Поль Сезанн, Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо и Эдгар Дега решились на этот шаг, и вложив каждый по 60 франков, организовали выставку в ателье фотографа Надара на Бульваре Капуцинок в самом сердце Парижа. При этом они вовсе не старались противопоставить себя влиятельному Салону, так как каждый из них в будущем желал получить признание Академии. Эдгар Дега предлагал дать обществу название “Капуцинки” по названию бульвара, но коллеги это предложение отвергли и предпочли именоваться нейтрально — Анонимное общество художников, скульпторов и граверов. 15 апреля 1874 года открылась их первая выставка, тогда они еще не знали, что войдут в историю как Импрессионисты.
На выставке было представлено 165 работ. Посетить ее мог любой желающий, заплатив за входной билет 1 франк. Продлилась она ровно месяц и не смогла похвастаться большим потоком посетителей, за все время на ней побывали около 3500 человек. Для сравнения, официальный салон посещали в среднем 5000 человек в день! Тем не менее импрессионистам удалось заявить о себе. Обзоры, которые печатались в прессе, были очень разными, кто-то ругал художников и сомневался в их профессионализме, кто-то одобрял новый взгляд на искусство.
Вскоре после открытия в газете Le Charivari вышла сатирическая статья журналиста Луи Леруа. В статье Леруа давал фантазийные зарисовки на тему того, как он осматривает выставку со своим другом, академическим художником, а под конец выставки, не выдержав современного искусства, этот художник сходит с ума. Несмотря на то, что Луи Леруа не был профессиональным арт-критиком, именно его разгромная статья стала знаменитой. В ней он назвал художников “импрессионистами”, то есть “впечатленцами”. Если бы только месье Леруа мог знать тогда, что благодаря этому он войдет в историю искусства, он бы весьма удивился.
Свое пренебрежительное “Импрессионисты” Леруа взял из названия работы Клода Моне “Восход Солнца, впечатление”. На картине изображен рассвет над портом родного для Моне города Гавр. Картина написана открытым мазком, немного небрежно, и выглядит как незаконченный этюд, как будто художник торопился зафиксировать стремительно меняющийся вид моря во время рассвета. Леруа написал, что обои в стадии наброска выглядят более законченными, чем “это впечатление”. В картине не заложен какой-то сюжет, потаенный смысл или высказывание автора. В отличии от приевшегося академизма, которое взывало скорее к интеллектуальной составляющей, заставляя зрителя “читать” картину, здесь же буквальное отображение того, что фиксирует глаз при мгновенном взгляде на пейзаж. Она не наставляет, не возвышает и не морализаторствует. “Впечатление” обращается к индивидуальному чувственному опыту каждого зрителя. И именно это являлось главной характеристикой импрессионизма — передача на картине мгновения. “Золотое правило импрессионистов состояло в следующем: как бы ни писалась картина — паутинкой, как у Моне, или бусинками, нанизанными на нити, как у Сёра, — надо достичь такого эффекта, как будто цвет обнаруживается сам собой, в результате непроизвольного оптического спазма — в момент, когда зажмуриваешь глаза от солнца, а потом снова их открываешь” — пишет Саймон Шама, максимально точно передавая эффект от картин импрессионистов. Именно поэтому их творчество так популярно, оно взывает не к нашим знаниям, а к нашим чувствам.
Одной из немногих картин, проданных на выставке, стала работа Поля Сезанна “Дом повешенного”. Благодаря названию, картина сразу обрела шлейф загадочности и считается одной из наиболее значимых работ Сезанна.
Огюст Ренуар представил на выставку несколько работ, в том числе “Танцовщицу”. Леруа не поскупился на издевки и написал: “Какая жалость, что художник, явно имеющий чувство цвета, не научился хорошо рисовать!”. Кстати, интересен тот факт, что непревзойденный мастер света Ренуар и сам считал себя не очень искусным рисовальщиком, и в своем уже более позднем творчестве больше обращался к академическому рисунку
Сильно досталось и картине “Иней” Камиля Писсарро, Леруа назвал ее “бесформенными скребками по грязному холсту”. Сейчас она является одной из самых узнаваемых у своего автора, и действительно, от нее буквально не оторвать взгляд.
Часто, когда говорят об импрессионистах, упускают имя Берты Моризо, а ведь она была одной из самых ярких художниц своего времени и идейной вдохновительницей для группы своих единомышленников. Замечательная картина “У колыбели” осталась незамеченной после первой выставки и до 1930 года оставалась в семье Эдмы, сестры Берты. Кстати, именно Эдма с дочкой изображены на полотне.
Давайте полюбуемся еще некоторыми прекрасными работами с выставки:
В чистом виде импрессионизм просуществовал очень недолго. Официально принято считать, что с 1874 по 1886 год. Достаточно скоро художникам стало тесно в рамках импрессионизма и многие из них начали свой собственный поиск в разных стилях и техниках, которые объединяют в понятие “постимпрессионизм”. Тем не менее, импрессионизм, благодаря своим красоте и чувственности, понятным каждому зрителю независимо от уровня знаний, остается самым популярным стилем в истории искусства.
Что такое импрессионизм
Содержание статьи:
- 1 Импрессионизм – что это такое простыми словами
- 2 Живопись и импрессионизм
- 2.1 Происхождение
- 2.2 История возникновения
- 2.3 Происхождение термина
- 3 Особенности философии
- 4 Импрессионизм и социум
- 5 Особенности техники
- 6 Литература и импрессионизм
- 7 Отражение в музыке
Импрессионизм – что это такое простыми словами
Импрессионизмом называют одно из наиболее весомых направлений искусства, которое зародилось во Франции. Деятели импрессионизма намеревались придумать собственные приемы, целью которых являлось запечатление динамики бытия. Большее распространение импрессионизм обрел в изобразительном искусстве, хотя его можно встретить и в литературе, и в музыкальных композициях. Данное направление опирается на чувственную составляющую окружающего мира: его динамику, изменения и смысловую составляющую.
Сам термин был предложен популярным критиком Луи Леруа. С самого начала данный термин звучал с толикой насмешки, поскольку так именовали художников, писавших расслабленно и даже “небрежно”.
Живопись и импрессионизм
Происхождение
Эпоха Возрождения была наполнена мастерами венецианской школы, которые желали продемонстрировать подлинное бытие с помощью насыщенных оттенков. Опыт этих учеников стал полезным для испанских художников, таких как Гойя и Эль Греко, которые в дальнейшем стали “маяками” для Ренуара и Мане.
Вместе с этим Рубенс использует разноцветные тени, разбавляя их промежуточными цветами. Свет представлял собой тонкие оттенки, а тени окрашивались в теплые, яркие цвета. Таким образом, формировалась светотень без участия черного цвета. Японская живопись также оказала влияние на импрессионизм с помощью схематических изображений.
История возникновения
Начало импрессионизма пришлось на 1860 годы, где академизм начал понемногу тратить значимость. В 1863 году Мане презентовал собственную картину “Завтрак на траве”. В этом же году Эжен Буден вдохновился деятельностью своего учителя и углубился в жанр. К 1880 году импрессионизм уже сформировался как самостоятельное направление искусства, однако к началу двадцатого века импрессионизм еще сильнее отдалился от реализма, что оттолкнуло новых мастеров от данного направления.
Происхождение термина
15 мая 1874 года прошла первая важнейшая выставка импрессионистов, где было представлено тридцать полотен. Луи Леруа назвал “небрежных” художников “импрессионистами”, желая выразить собственное пренебрежение к новым мастерам. Однако художники решили смело принять это слово, которое закрепилось к данному направлению и утратило первоначальный, пренебрежительный смысл.
Эмиль Кардон в свое время написал статью по поводу выставки работ импрессионистов, которую наименовал “Выставкой мятежников”. Эта статья наполнена критикой к новому жанру изобразительного искусства и в полной мере выражает отношение буржуазии к таким художникам.
Импрессионистов воспринимали, как людей аморальных и мятежных, неспособных к добропорядочности. Сейчас это отношение кажется абсурдным, ведь ни один пейзаж, выполненный в “смелой” манере, не несет в себе никакого иного смысла, кроме восторга от красоты и динамичности жизни.
Особенности философии
Мастера из Франции не желали проникать в сложные конструкции смысла под яркой поверхностью пейзажей, они желали передать лишь красоту момента. Направление базируется на специфике перспективы; художник опирается не на то, что написано на полотне, а на то, как оно написано. Полотна не направлены на затрагивание “болезней” социума, войны, неравноправие и так далее.
Импрессионизм и социум
Данное направление в 19 веке принадлежало чаще аристократам, которые являлись заказчиками разнообразных скульптур и картин. Картины, в которых были описаны тяжелые будни обычных крестьян, не пользовались спросом. Полотна с подобной смысловой нагрузкой были написаны Теодором Жерико и Франсуа Милле.
Художники любили изображать человека в момент движения, отдыха или игры, запечатленным под особенным освещением. Любимыми сюжетами были флирт, танцы, отдых в кафе или театре, парке. Художники часто рисовали свои полотна на открытом воздухе, без доработок в мастерской.
Особенности техники
Художники решили заменить контур изображения на мазки. Луч света состоял из синего, фиолетового, желтого, зеленого, оранжевого и красного цветов, причем соседние оттенки выделяют друг друга, однако их смешивание может привести к потере яркого окраса. При этом оттенки делятся на основные, первоначальные, сдвоенные и производные. Этот способ позволил избежать длительного смешивания цветов в палитре, вместо чего цвета просто накладывались сразу на холст.
Художники решили отдать предпочтение рисованию на природе, где проще передать все ощущения от пейзажа на холсте. Такие особенности техники позволили сделать картины столь необычными и прекрасными.
Литература и импрессионизм
В литературе это направление не заняло отдельную нишу, а отразилось в натурализме и символизме. В таком жанре импрессионизм выражается методом передачи каждого пережитого мгновения, отказом от объективизма, преобладанием инстинктов над разумом и отсутствием очевидного смысла. Самым популярным литературным произведением жанра является “Дневник” братьев Гонкур.
Натурализм подразумевает сосредоточенность на натуре, выражающуюся в описании дополнений общей картины. Символизм, в свою очередь, нуждается в отказе от материальных благ и возвращении к миру духовности, что передается мимолетными чувствами и мыслями, выстраивающих единую картину.
Отражение в музыке
В музыкальных композициях импрессионизм коснулся модернизма, наполненного тонким психологизмом и передачей мимолетной радости. Основоположником этого движения в музыке считается Эрик Сати, опубликовавший “Три мелодии” в 1886 году.
Поделитесь статьёй в социальных сетях:
Рубрика: Об искусстве
Автор: Родион Творогин
Импрессионизм. Ворота в новейшее искусство
Опубликовано 23.07.2020 ·
Комментарии: 4
·
На чтение: 10 мин
·
Просмотры:
6 570
Хоть импрессионизм и зародился еще во второй половине XIX века в Париже, он до сих пор притягивает поклонников живописи.
В России отношение к импрессионизму всегда было более холодным, чем на западе. По этическим соображениям течение приписывалось к маргинальным, а приёмы и техника письма вообще считались бунтом. В Советское время, особенно после Второй мировой войны, картины импрессионистов прозябали в заказниках, книги о них почти не издавались.
Так продолжалось до 1980-х годов, когда на импрессионизм обрушился эйфорический восторг. Но прошло время, восторг сменился эмоциональной усталостью, сменились приоритеты – стал модным вновь открытый авангард, а затем постмодернистское искусство.
Как появился импрессионизм
В XVII веке во Франции зародился и стал процветать классицизм, распространившийся затем по Европе, США и России. Эталоном для этого стиля в искусстве была греко-римская античность. Все произведения придерживались строгих канонов, воспитывали в людях мораль и нравственность. В изображении окружающего мира важны были натуралистичность и точные детали.
Также постепенно набирал обороты технический прогресс. Когда в 1839 году изобрели фотографию, изображение реальности стало возможным получить за короткое время. Художники поняли, что писать мир натуралистично и в точных деталях теперь нет необходимости, к тому же они ужасно устали от строгих античных канонов, которые сковывали творческий полёт души. Художникам не хватало настоящей жизни, её моментов, движения, и они обратились к своим впечатлениям. Импрессионизм с французского языка так и переводится – впечатление.
Роль импрессионизма в художественной революции
«Импрессионизм – триумфальная арка для входа в тревожный и не познанный еще храм новейшего искусства» – так красиво звучат слова доктора искусствоведения Михаила Германа. Действительно, можно сказать, что импрессионизм явил собой разделительную черту между высоким, нравственным искусством и явлением под названием «современное искусство» или модернизм и заложил основы авангардных течений в искусстве XX века.
Интересно то, что многие оппоненты импрессионизма, например, Сезанн, Гоген, Ван Гог, Эдуард Мане, были выходцами из него. А создатели новой культуры – Кандинский, Малевич, Дюшан, Ларионов в начале собственного творческого пути тоже прошли через школу импрессионизма. Для художников импрессионизм был как бы вдохновителем на собственный путь, учил независимости, непреклонности, смелости, новаторству. Он помогал найти себя.
Особенности импрессионизма
Переменчивые эффекты света и цвета – вот куда стремилось всё внимание импрессионистов. Был возведён в культ пленэр – рисование на открытом воздухе. Солнечный свет, блики солнца на воде, шелест листьев, дуновение ветра, тени, всё окружающее пространство вокруг позволяло сильнее ощутить мгновение жизни, происходящее именно в этот определенный момент, и запечатлеть его на холсте.
Надо сказать, что тяга к рисованию на натуре существовала у художников и до импрессионизма (Камиль Коро, поздний Курбе, Александр Иванов «Явление Христа народу»).
Но это было только развитие живописных приёмов, импрессионисты же произвели революцию видения. Они писали не столько предметы и пейзажи, сколько некую неосязаемую живописную самодостаточную сущность, растворяющую в себе и предметы, и пространство, и объёмы.
В неподвижности холста каждой картины импрессионистов чувствуется трепет замершего времени, растянутость единого мига: отражения, рефлексы, преломления света и цвета, дрожащие контуры, туманность.
Картины импрессионистов отличали торопливые мазки, отсутствие чётких контуров и прорисовки изображения. Художники-импрессионисты не использовали палитру, то есть не смешивали краски, а наносили мазки чистых цветов сразу на холст близко друг к другу, где они визуально смешивались сами.
Кое-чему импрессионисты учились у фотографии, например, умению «размывать» изображение в глубине и фиксировать взгляд на переднем плане картины (Моне «Бульвар Капуцинок»). Интересно, что у импрессионистов редко встречается вертикальный пейзаж (за исключением Писсаро).
Импрессионисты – настоящие демократы, они одинаково интересовались и любовались всем: не важно, будь то железная дорога или обнаженная фигура, прогуливающаяся светская дама или тяжелый труд работяги. Они были вне социальности, не были на чьей-то стороне, а просто всем любовались. Искали не мораль, но истину и писали только во имя искусства, во имя совершенства, которому свято служили.
Импрессионисты и Париж
В 60-е годы XIX века вместе с импрессионизмом рождался иной Париж. Его облик кардинально менялся и преображался, разрушая привычные городские пейзажи, менялся ритм жизни. Романтический средневековый Париж исчезал, появлялся Париж современный – одновременно прекрасный и строгий, бурный и напряженный. С новой, но непривычной красотой, вызывающей споры и возмущения, но имеющей большое значение.
Импрессионисты не стали бы создателями нового течения, если бы не были свидетелями рождения нового Парижа. Этот важный исторический момент стал определяющей основой для революции видения, совершенной импрессионистами в живописи.
Можно сказать, что импрессионизм – парижанин, ведь все будущие импрессионисты или родились, или росли, или учились именно в Париже. Здесь родились Эдуард Мане, Эдгар Дега, Клод Моне, Гюстав Кайботт и даже англичанин Альфред Сислей, взрослели Огюст Ренуар и Берта Моризо, учился и жил Камиль Писсарро. Столицу Франции «впечатленцы» писали с увлечением и восторгом, запечатлевая контраст величественного нового и миниатюрного старого.
К середине 1860-х годов почти все будущие импрессионисты в большей или меньшей степени знали друг друга. Самым старшим из них был Камиль Писсаро. Главными местами в Париже, где пересеклись судьбы художников, были: Академия Шарля Сюисса, мастерская Шарля Глейера, дом Ипполита Лежона, кафе «Гербуа».
Эдуард Мане – глава новой школы
Главную роль в формировании нового течения сыграл Эдуард Мане. В марте 1863 года в галерее Мартине публика увидела несколько картин Эдуарда Мане, о двух из которых стоит вспомнить. Это первое нашумевшее произведение художника – «Лола из Валенсии» (ещё никто не изображал актрису на сцене) и, можно сказать, первая в истории импрессионистическая картина «Музыка в Тюильри». Впечатления от привычных прогулок по саду Тюильри Мане выплеснул на холст – в полумрачном пространстве, освещенном лишь вечерним солнцем, остановилось мгновение движения и жестов. Атмосфера картины притягивает и не отпускает.
В мае того же 1863 года на выставке в Салоне отверженных, куда пришло даже больше зрителей, чем на официальный Салон, много шума вызвала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве». Художник бросил вызов унылому академизму. Зрители же, привыкшие к шаблонному видению и эстетическому комфорту, сочли произведение вульгарным.
В мае 1865 года, уже на официальном Салоне, Мане рискнул выставить «Олимпию». Скандал получился ещё большим, чем с «Завтраком на траве». Очередное непризнание только усиливает восторг других художников-единомышленников по отношению к Эдуарду Мане и за ним закрепляется репутация лидера новой школы.
Выставки
Время шедевров для будущих импрессионистов – конец 1860-х годов.
Моне и Ренуар «Лягушатня» (стр.88), Писсарро «Дилижанс в Лувсьенне», Базиль «Семья в сборе» и «Вид деревни», Огюст Реуар «Портрет Альфреда Сислея с женой», Эдгар Дега «Оркестр Оперы», Мане «Балкон» и «Завтрак в мастерской».
15 апреля 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в мастерской Надара открылась Первая выставка «Акционерного общества живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». Несалонные выставки особо ценились публикой, поэтому посетителей было много.
Руководил экспозицией, в которой приняли участие 30 художников, Огюст Ренуар и его брат Эдмон. Картины висели далеко друг от друга, были хорошо освещены, поэтому каждая выгодно выделялась. Такой необычный принцип развески (тогда было принято развешивать тесно) создавал ощущение смелости и необычности.
Из 165 картин покой зрителей нарушали 67 – это работы Будена, Сезанна, Дега, Гийомена, Моне, Моризо, Писсаро, Ренуара и Сислея. Сегодня некоторые из экспонатов общеизвестны, например, «Ложа» Огюста Ренуара, «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне.
В целом, выставка была принята на удивление доброжелательно. Многие ценители искусства видели иллюзию, а не реальность, писали о новых непривычных, но прекрасных ощущениях, в которые хочется погрузиться и изучить.
Но многих зрителей смущали торопливые небрежные мазки на картинах, из-за чего складывалось ощущение, что художники просто не старались (в отличие от классиков). Такого мнения придерживался и один из первых критиков импрессионизма, 62-летний журналист и салонный художник Луи Леруа (Louis Leroy). В своей статье, напечатанной в сатирической газете, он назвал некоторых участников Первой выставки «впечатленцами», и сам того не подозревая, дал название новому течению в живописи.
«Акционерное общество живописцев, скульпторов, гравёров и пр.». было ликвидировано в декабре 1874 года. Первая выставка принесла всем участникам небольшой доход, а также заинтересованность импрессионизмом некоторых критиков. Но со временем общество посчитало рекламой их положительные и рассудительные отзывы, картины импрессионистов падали в цене, их творчество всё равно не принималось.
Несмотря на это, 30 марта 1876 года открылась «Выставка группы художников» на улице Лаффит, в которой приняли участие 19 мастеров, среди которых семь импрессионистов: Дега, Кайботт, Моне, Моризо, Ренуар, Писсарро, Сислей. И снова разгромная критика, лишь немногие зрители и знатоки смоги увидеть развитие нового течения в искусстве. «В кафе», балетные сцены и прачки Дега, «Паркетчики» Кайботта и другие – теперь классика живописи.
Середина 1870-х годов – время взлёта импрессионизма, особенно 1877 год, в котором написаны большинство его главных шедевров. 4 апреля 1877 года состоялось важное историческое событие – Третья выставка импрессионистов, их звёздный час. В масштабной выставке присутствовали все участники течения со своими лучшими работами.
Организовал её самый молодой из импрессионистов Гюстав Кайботт совместно с Писсарро. Главными героями выставки были Париж (его улицы, площади, вокзалы) и парижане. В огромные залы на улице Ле Пелетье, 6 в тот день пришло много посетителей. Импрессионизмом стали интересоваться.
Шедевры третьей выставки, ставшие классикой: «В кафе (Абсент)», «Женщины на террасе кафе. Вечер», «Площадь Согласия» Эдгара Дега; «Качели», «Бал в «Мулен де ла Галетт» Ренуара; «Кот-де-Бёф, Понтуаз», «Красные крыши» Камиля Писсарро; «Индюки», серия «Вокзалов» Клода Моне.
В будущем состоятся ещё несколько выставок импрессионистов, но такого триумфа уже не будет. Импрессионизм, как явление в искусстве, укреплялся, становился значимым, но сама группа постепенно распадалась. Объединённые в начале пути общим стремлением к борьбе, поискам свободы, новаторству, художники стали отличаться друг от друга собственной судьбой и развитием собственного мастерства. Сохранялось только ощущение приближения когда-то общих стремлений.
В четвёртой «Выставке независимых художников» не участвовали Ренуар, Берта Моризо, Сислей, Сезанн, на пятой (1880 год) не было и Моне, на шестой (1881 год) – Кайботта. Основатели группы собрались только на седьмой выставке в 1882 году.
Историю импрессионизма можно считать законченной после 1886 года, в котором состоялась последняя выставка импрессионистов. Шедевры: «Бар в «Фоли-Бержер», «Нана», «У папаши Латюиля» Мане.
Драма импрессионизма
Импрессионизм оказался подвижническим, жертвенным искусством. Увлечение и в какой-то степени порабощение видимостью, некоторые художники воспринимали как нравственное падение. Чего стоит признание Клода Моне о том, как он увлеченно следил за изменением цвета на лице умершей жены.
На протяжении недолгих двух десятков лет существования импрессионизма, его представители так и оставались непонятыми, непринятыми, отверженными современниками, как простыми зрителями, так и критиками. К тому же многие импрессионисты испытывали постоянные материальные трудности, житейские проблемы.
Со временем утрачивалось значение общих идеалов и целей, появились внутренние разногласия в группе, художники совершенствовали собственное мастерство, искали свой путь, увлекались другими направлениями в живописи. В результате, импрессионизм сокрушили сами импрессионисты – Сезанн, Ван Гог, Гоген.
Жаль, что настоящее признание и любовь импрессионизм получил поздно, да и значимость собственной миссии «впечатленцы» вряд ли осознавали. Сегодня картины импрессионистов – как отдушина для уставших от новейшего искусства зрителей. Удаляясь во времени, импрессионизм приближается к нам своим величием и смелостью, сохраняя в себе покой и радость прежних времён.
«Я ищу невозможного» – слова последнего из импрессионистов Клода Моне.
Статья об импрессионизме на Википедии.
Что такое импрессионизм?
Даже если вы профессиональный искусствовед, этот вопрос, скорее всего, вызовет у вас некоторое замешательство. Прежде всего, потому что импрессионизм в искусстве — явление настолько многогранное, несмотря на кажущуюся простоту живописных полотен, что дать ему однозначное определение почти невозможно.
Да, большинство из нас знают, что происхождение самого термина «импрессионизм» связано с французским «impression» — «впечатление». Да, мы осведомлены о том, что импрессионизм существовал в своем «классическом» виде совсем недолго — полтора десятка лет. Но почему же тогда так разнообразна манера письма, цветовая гамма, стилистика рисунка у этих художников? Почему, пытаясь отыскать истоки импрессионизма, мы подчас уходим в глубину столетий, находя схожие приемы у художников периода классицизма, Возрождения и даже у мастеров японской гравюры?
Дело в том, что импрессионизм — не столько стиль и способ нанесения красок на холст, сколько определенное мировоззрение, способ общения художника с миром. Остановить мгновение, запечатлеть красоту (или, напротив, некрасивость) окружающей реальности такой, какова она в данный момент и какой никогда уже больше не будет, — вот девиз импрессионистов.
В начале 1870-х годов художественный мир Европы (в первую очередь Франции как законодательницы мод во всех смыслах) напоминал растревоженный улей. Противостояние академистов, превозносивших красоту античного наследия, и сторонников обновления традиций вышло на новый уровень. В числе «отверженных» художников, чьи картины не брали на традиционные выставки, появились молодые мастера, представлявшие на суд публики необычные, невиданные работы. Живописные мазки на этих полотнах как будто хранили движение кисти художника. Произведения не были фотографически достоверными, в отличие от картин классиков. Придирчивые зрители подчас клеймили их «мазней» и советовали авторам взять пару уроков у признанных живописцев. Но — удивительное дело — эти картины с их дерзким цветом, нарушением правил перспективы, презрением к классической палитре словно выплескивали в лицо зрителю ощущение морского бриза, аромат садовых цветов, тепло нагретых солнцем камней. Они были живыми!
Поэтому в статьях мы уделим внимание не только самим импрессионистам, но и истории их художественных приемов, истоки которых можно найти даже в искусстве времен Возрождения и эпохи барокко. А также поговорим о том, как отразилось на истории искусства XX века наследие «мастеров впечатления».
Мы разберем настоящие шедевры импрессионизма. Что такое шедевр? Это произведение, которое не просто отразило несомненный талант его создателя. Шедевр является знаковым творением, породившим новые направления и стили в искусстве, это, если хотите, не столько произведение, сколько художественный манифест, заставляющий думать, спорить, искать ответы. И поэтому мы рассмотрим не только известнейшие произведения импрессионистов как таковых, но и художественные истоки их идей и их воплощение в искусстве более позднего времени!
Наследие импрессионистов: из XIX в XX век
Импрессионизм с его отказом от традиционных изобразительных средств, с тягой к индивидуализму и нестандартности дал начало множеству других направлений в искусстве. Импрессионистов часто называют основоположниками модернизма (от лат. «modernus» — «современный»). Это не стиль, это целая совокупность направлений в искусстве — начавшись с импрессионизма, модернизм впоследствии «расцвел» такими направлениями, как фовизм, кубизм, абстракция… Заслуга импрессионистов в первую очередь в том, что они смогли, порвав со строгими рамками классики и найдя новые пути в творчестве, не только дать начало множеству новых стилей, но и сохранить то лучшее, что дало человечеству искусство: правда, красота, гармония.
Ближе к концу XIX столетия в живописи и литературе расцветает символизм, представители которого заявили: некоторые вещи невозможно постичь разумом и логикой. Художник, поэт, писатель должен говорить с читателем и зрителем путем иносказаний, ассоциаций, будить его воображение и душу. С импрессионистами, желавшими передать зрителю мимолетное ощущение, символистов роднило стремление отказаться от «прямой речи», разговаривать намеками, призывать человека стараться самостоятельно открывать для себя тайны мира. Ярким представителем символизма был, например, британский живописец Джордж Фредерик Уоттс.
В 1905 году на одной из парижских выставок внимание посетителей привлекли картины, отличавшиеся невероятным буйством красок. Их авторов критика заклеймила «фовистами», что в дословном переводе означает «дикие животные». Но произошла та же история, что и с импрессионистами, — нелестное обозначение навсегда закрепилось в мире искусства как название художественного направления, поставившего на первое место цвет. Именно цвет — звонкий, незамутненный, агрессивно-яркий — должен, как считали фовисты, служить связующим звеном между художником и зрителем, объяснять, «что хотел сказать автор». Также, как импрессионисты, фовисты видели особую красоту в незатейливости сюжета, выступали за свободу самовыражения художника.
Отголоски импрессионизма можно найти и в произведениях, которые большинство искусствоведов относят к экспрессионизму. Представители этого направления воздействовали на зрителя не только при помощи цвета, как фовисты, или приема «остановленного мгновения», как импрессионисты. Экспрессионизм бил по нервам и эмоциям при помощи целого арсенала — линии, цвета, мазка, фигуры, зачастую деформированной, болезненно изломанной. Настоящей «визитной карточкой» этого направления в искусстве стала картина «Крик» — работа норвежского художника Эдварда Мунка.
…Этот перечень можно продолжать бесконечно. Просто повторим еще раз — импрессионизм, став заметным явлением в искусстве XIX века, оказал огромное влияние на развитие художественного творчества нескольких последующих десятилетий. Продолжается это влияние и до сих пор — более того, в мире хорошо известны имена художников, живших уже в конце XX века и живущих ныне, которых именуют импрессионистами — Антуан Бланшар, Сивуа Серисава, Наохиса Иноуэ. А значит, история продолжается и искусство вечно!