Кто такой леруа гуран

Портрет А. Леруа-Гурана. Художник Хосе-Мануэль Бенито Альварес

Андре Леруа-Гуран, фр. André Leroi-Gourhan (25 августа 1911 — 19 февраля 1986) — французский археолог, палеонтолог, палеоантрополог и антрополог. Интересовался проблемами доисторической технологии и эстетики, а также философской рефлексией.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Взгляды
  • 3 Теория эволюции
  • 4 Сочинения
    • 4.1 На французском языке
    • 4.2 Переводы на английский языки
  • 5 Ссылки

Биография

Защитил докторскую диссертацию по археологии Северной Океании под руководством Марселя Мосса. Начиная с 1933 г. занимал различные должности в музеях мира, включая Британский музей, Музей человека, музеи Японии. В период оккупации Франции, 1940—1944, работал в Музее Гиме. В 1944 г. направлен в замок Валансе для разбора работ, эвакуированных из Лувра, включая Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую. Также участвовал во Движении Сопротивления, за что ему впоследствии вручили Военный крест, Медаль Сопротивления и Орден Почётного легиона. В 1956 г. сменил Марселя Гриоля в Сорбонне, в 1969—1982 был профессором в Коллеж де Франс. В 1973 г. получил золотую медаль Национального центра научных исследований.

Взгляды

В книге «Человек и материя», L’Homme et la matière (1943), Леруа-Гуран предлагает концепцию «технических тенденций», то есть универсальной технической динамики, которая существует независимо от этнических групп, которые, тем не менее, являются единственными формами, через которые данные тенденции конкретизируются. Конкретизацию технической тенденции в конкретном этносе он называет «техническим фактом».

В книге «Среда и технологии», Milieu et techniques (1945) он развивает далее свои взгляды в общую теорию взаимоотношений между техническим (универсальная тенденция) и этническим (частная, дифференцированная конкретизация). По мнению Леруа-Гурана, человеческая группа ведёт себя как живой организм, ассимилирует свою окружающую среду через «занавес объектов», то есть технологии.

Теория эволюции

Важнейшую роль в понимании Леруа-Гураном человеческой эволюции играла концепция того, что переход к хождению на двух ногах освободил руки для хватания, лицо — для мимики и речи, и таким образом, развитие коры головного мозга, технологий и речи были следствием прямохождения. Отличие человека от животных, с этой точки зрения, состоит в том, что орудия и технологии представляют собой третий вид памяти (в дополнение к генетической памяти, содержащейся в ДНК, и индивидуальной памяти, заложенной в нервной системе), а следовательно, они представляют собой новую форму предвкушения нового, или программирования. Антропогенез, по Леруа-Гурану, соответствует техногенезу. В Советском Союзе философия Леруа-Гурана подвергалась официальной критике.

Сочинения

На французском языке

  • L’Homme et la matière (Paris: Albin Michel, 1943).
  • Milieu et techniques (Paris: Albin Michel, 1945).
  • Le geste et la parole, 2 vols. (Paris: Albin Michel, 1964-65).
  • Les religions de la Préhistoire (Paris: PUF, 1964).
  • Préhistoire de l’art occidental (Paris: Mazenod, 1965).

Переводы на английский языки

  • Prehistoric Man (New York: Philosophical Library, 1957).
  • Treasures of Prehistoric Art (New York: Harry N. Abrams, 1967).
  • The Dawn of European Art: An Introduction to Palaeolithic Cave Painting (Cambridge: Cambridge University Press, 1982).
  • Gesture and Speech (Cambridge, Massachusetts & London: MIT Press, 1993).

Ссылки

  • Подробная биография на русском языке
  • Краткая биография в Большой советской энциклопедии
  • Biographie André Leroi Gourhan, préhistorien et ethnologue

Стилистическая периодизация а. Леруа-Гурана

Первую
попытку построить самостоятельную
периодизацию палеолитического искусства,
не связанную с этапами эволюции технологии
обработки камня, предпринял Леруа-Гуран
(рис. 1.14).
Имя Леруа-Гурана известно сегодня всем,
кто изучает первобытную историю и
особенно первобытное искусство. В основу
своей периодизации Леруа-Гуран положил
изменения, наблюдаемые в стилистических
особенностях

всех видов западноевропейских изображений
эпохи верхнего палеолита (пещерной
живописи и графики, рельефов, изображений
на кости, роге и т.д.).

Его
анализ стилей и сравнение наскальных
изображений с предметами мелкой пластики
позволили создать новую теорию
изменчивости стиля

(рис. 1.75)
в палеолитической живописи и на основе
ее реальных изменений во времени уточнить
хронологию древнейших изобразительных
памятников. Правда нельзя не отметить,
что попытка построить самостоятельную
периодизацию палеолитического искусства,
не зависимую от технологической, была
уязвима логически. Свою классификацию
стилей Леруа-Гуран «наложил» на этапы
технологической периодизации, т.е.
остался не только в рамках тех же названий
периодов (ориньяк, солютре, мадлен и
т.д.), но и в пределах соответствующих
хронологических этапов.

В
кратком виде схема эволюции стилей
Леруа-Гурана подразделяется на следующие
пять этапов
.

Дофигуративное
искусство:

процарапанные или вырезанные на
предметах, а также на стенах пещер знаки,
полосы, извилистые линии и т.п., не
образующие никаких реальных фигур
(зверя, человека и т.д.). Время – до 28 тыс.
л.т.н.

Стиль
I (ориньяк, 28–26 тыс. л.т.н.).

Первые фигуративные изображения. Контуры
грубые, неумелые. Наряду с фигурами
животных изображались знаки женского
и мужского пола.

Стиль
II (граветт, 26–19 тыс. л.т.н.).

Первые настенные росписи и гравировки,
в основном, вблизи
входа в пещеру
,
т.е. в светлом месте. Линия шеи – спины
у всех животных изогнута в виде лежащей
буквы S. Появляются женские статуэтки,
очень похожие на удаленных друг от друга
памятниках.

Стиль
III (солютре – мадлен I – II, 17–13 тыс.
л.т.н.).

Появляются глубокие «святилища»,
удаленные
от входа
.
Линия спины головы еще остается
синусоидальной, но увеличивается число
условных деталей. Корпус животного
изображается грузным и удлиненным.
Головы и ноги, особенно у лошадей,
непрпроционально малы в сравнении с
корпусом. Используются выпуклости
рельефа для создания иллюзии объема.

Стиль
IV (мадлен III – IV и финальный мадлен 13–8
тыс. л.т.н.).

Фигуры более пропорциональны и
реалистичны, чем раньше. Появляется
«фотографический
реализм».

В
отличие от периодизации Брейля, в которой
стилистически разные изображения могли
оказаться синхронными, стилистические
этапы Леруа-Гурана следуют один за
другим. Вплоть до появления серийных
абсолютных датировок, почти 30 лет
периодизация Леруа-Гурана была
общепринятой в профессиональной среде.
В ответ на редкие критические замечания,
он признавал необходимость «коррекции»
хронологических рамок своей схемы,
однако считал, что общее развитие
палеолитического искусства от стиля I
к стилю IV отвечает реальности, поскольку
оно построено на датировках предметов
мелкой пластики, т.е. фактически на тех
же основаниях, что и схема Брейля. Другим
слабым местом периодизации Леруа-Гурана
было то, что пользуясь понятием «стиль»,
он так и не раскрыл его точного смысла.
Это сделало уязвимой его схему с точки
зрения обоснованности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
Андре Леруа-Гуран
Altxerri. Leroi-Gourhan, Barandiaran ta abar.jpg Леруа-Гурхан с другими археологами за пределами пещеры Альтксерри
Родился (1911-08-25) 25 августа 1911. Париж, Франция
Умер 19 февраля 1986 (1986-02-19) (74 года). Париж, Франция
Национальность Француз
Профессия Археолог
Известен Техническими наклонностями
Супруг (-и) Арлетт Леруа-Гурхан

Андре Леруа-Гуран (; французский: ; 25 августа 1911 г. — 19 февраля 1986 г.) был французским археологом, палеонтологом, палеоантропологом и антропологом, интересовавшимся технологиями и эстетика и склонность к философским размышлениям.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Техника, этническая принадлежность, среда
  • 3 Эволюция, память, программа
  • 4 Наследие
  • 5 Библиография
    • 5.1 На французском
    • 5.2 Переводы на английский
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Леруа-Гурхан получил докторскую степень по археологии северной части Тихого океана под руководством из Марсель Мосс. С 1933 года он занимал различные должности в музеях по всему миру, включая Британский музей и Musée de l’Homme, а также в Японии. С 1940 по 1944 год работал в Musée Guimet. В 1944 году его отправили в Шато де Валансе для выполнения работ, эвакуированных из Лувра, включая Венеру Милосскую и Winged Victory. Самофракийский. Он также участвовал в французском сопротивлении, за что получил Croix de Guerre, Médaille de la Résistance и Légion d’honneur. В 1956 году он сменил Марселя Гриоля в Сорбонне, а с 1969 по 1982 год он был профессором Collège de France. В 1973 году он получил золотую медаль Национального центра научных исследований.

Техника, этническая принадлежность, среда

In L’Homme et la matière [Человек и материя] (1943) Леруа-Гурхан предлагает концепцию технических тенденций, то есть универсальной технической динамики, которая действует независимо от этнических группировок, которые, тем не менее, являются единственными формами, посредством которых эти тенденции конкретизируются. Конкретизацию технической тенденции в конкретном этносе он называет техническим фактом.

В своей работе «Среда и методы» (1945) Леруа-Гурхан развивает это в общую теорию отношения между техническим (как универсальная тенденция) и этническим (как специфическая, дифференцированная конкретизация). Человеческая группа, согласно Леруа-Гурану, ведет себя как живой организм, ассимилируя свою внешнюю среду через «завесу из объектов», которую он также называет «вставленной мембраной» и «искусственной оболочкой», то есть технологии. Среда организма делится на внешнюю среду (география, климат, животные и растительность) и внутреннюю среду (общее прошлое группы, таким образом, «культура» и т. Д.). Это разделение позволяет уточнить понятие технической тенденции. Согласно Леруа-Гурану, тенденция — это движение во внутренней среде, которое постепенно укрепляется во внешней среде.

Леруа-Гурхан внес свой вклад в разработку методов изучения доисторических технологий, введя понятие chaîne opératoire (операционная цепочка), обозначающее все социальные действия участвует в жизненном цикле артефакта.

Эволюция, память, программа

Решающее значение для понимания Леруа-Гурханом эволюции человека является представление о том, что переход к двуногию свободен руки для хватания и лицо для жестов и разговоров, и, таким образом, развитие коры, технологий и языка — все это следует из принятия вертикальной стойки. Таким образом, человечество отличается от животных тем, что инструменты и технологии представляют собой третий вид памяти (в дополнение к генетической памяти, содержащейся в ДНК, и индивидуальной памяти нервной системы ), и, таким образом, новая форма ожидания или программирования. Антропогенез соответствует техногенезу.

Наследие

Французский философ Жак Деррида обсуждает Леруа-Гурана в Грамматологии (Baltimore London: The Johns Hopkins University Press, 1997, исправленное издание), в частности понятия «экстериоризация», «программа» и «освобождение памяти». Это обсуждение было особенно важным при формулировании неологизма Деррида, différance.

Леруа-Гурхан часто цитируется в двухтомном сотрудничестве французского философа Жиля Делеза и психиатра Феликса Гваттари под названием Капитализм и шизофрения. Связь руки / инструмента и лица / вокализации Леруа-Гурана играет важную роль в развитии концепций становления и детерриториализации Делёза и Гваттари.

Французский философ Бернар Стиглер подробно изучает Леруа-Гурана в книге Техника и время, 1: Ошибка Эпиметея (Stanford: Stanford University Press, 1998).

Библиография

На французском

  • L’Homme et la matière (Париж: Альбин Мишель, 1943).
  • Среда и методы (Париж: Альбин Мишель, 1945).
  • Le geste et la parole, 2 vols. (Париж: Альбин Мишель, 1964–65).
  • Les религий де ля Préhistoire (Париж: PUF, 1964).
  • Préhistoire de l’art occidental (Париж: Mazenod, 1965).
  • Mécanique vivante: Le crâne des Vertébrés, du Poisson à l’Homme (Paris: Fayard, 1983).

английские переводы

  • Prehistoric Man (New York: Philosophical Library, 1957) (nb this кажется более ранним переводом «Охотников доисторического периода» или переводом более ранней версии той же работы).
  • Сокровища доисторического искусства (Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс, 1967).
  • Рассвет европейского искусства: Введение в палеолитическую наскальную живопись (Кембридж: Cambridge University Press, 1982).
  • Жест и речь (Кембридж, Массачусетс и Лондон: MIT Press, 1993).
  • Охотники доисторического периода Пер. Клэр Джейкобсон. Нью-Йорк: Атенеум, 1989 [1983].

См. Также

  • Лимей (доисторическое место)

Ссылки

Дополнительная литература

  • Angioni, G., 2011, Fare, Dire, sentire: l’identico e il diverso nelle culture, Nuoro, Il Maestrale.
  • Audouze, F. et Schlanger, N. (éds.), 2004, Autour de l’homme: context et actualité d Андре Леруа-Гурхан, APDCA, Antibes.
  • Бальфет, Х., 1991, техника действия наблюдателя. Des chaînes opératoires, pour quoi faire?, Париж, Издания CNRS.
  • Биде, A., 2007, «Le corps, le rythme et l’esthétique sociale chez André Leroi-Gourhan», Techniques culture. Статья
  • Биде, А., 2011, «Le style ou le social dans la nature chez A. Leroi-Gourhan», в Laurent Jenny (Ed.), Le style en action. Genève: MetisPress.
  • Bromberger, C. et al., 1986, Numéro Hommage à A. Leroi-Gourhan, Terrain Numéro
  • Delluc B. et G., 1984, «Semblanza de un маэстро: Андре Леруа-Гурхан », в: Simbolos, Artes y Creencias de la Prehistoria de A. Leroi-Gourhan, Colegio Universitario, Ediciones Istmo, Madrid,
  • Groenen, M., 1996, Leroi-Gourhan — Essence et contingence dans la destinée humaine, Paris Bruxelles, De Boeck Université, 184 p.
  • Guchet X., 2008, «Evolution Technique et Objectivité Technique Chez Leroi-Gourhan et Simondon», Revue Appareil, 2008, mis à jour le: 11.09.2008. Статья
  • Лорбланше, М., Les grottes ornées de la Préhistoire, Errance, 1995,
  • Мартинелли, Б., 1988, «Après Leroi-Gourhan: les chemins de la technologie», in : André Leroi-Gourhan ou les voies de l’homme, Actes du colloque CNRS, Paris, Albin Michel.
  • Мартинелли, Б., 2005, «Стиль, техника и эстетика в антропологии», в Б. Мартинелли (ред.), L’interrogation du style, Экс-ан-Прованс, Publications de Provence.
  • Моро Абадиам, Оскар и Эдуардо Паласио-Перес, 2015, «Переосмысление структурного анализа палеолитического искусства: новые перспективы о структурализме Леруа-Гурхана, Кембриджский археологический журнал 25 (3): 1-16. DOI 10.1017 / S0959774315000086
  • Тинланд Ф., La différence anthropologique. Essai sur les rapports de la nature et de l’artifice, Париж, Aubier Montaigne, 1977 г.
  • Villers B. (de), 2010, Husserl, Leroi-Gourhan et la prehistoire, Paris, Petra Éditions, Coll. Anthropologiques.

Внешние ссылки

  • (на французском языке) Биография Андре Леруа Гурана, prehistorien et ethnologue
  • (на французском языке) Le geste et la parole, L’aventure humaine, 1970, Архив INA

Портрет А. Леруа-Гурана. Художник Хосе-Мануэль Бенито Альварес

Андре Леруа-Гуран, фр. André Leroi-Gourhan (25 августа 1911 — 19 февраля 1986) — французский археолог, палеонтолог, палеоантрополог и антрополог. Интересовался проблемами доисторической технологии и эстетики, а также философской рефлексией.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Взгляды
  • 3 Теория эволюции
  • 4 Сочинения
    • 4.1 На французском языке
    • 4.2 Переводы на английский языки
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Биография

Воспитывался бабушкой и дедушкой. В возрасте 14 лет бросил среднюю школу и стал работать в магазине и библиотеке. В последующем он всегда подчеркивал. что был самоучкой, и независим от различных школ и направлений. Поступив в университет в 1931 году Леруа-Гуран получил степень по русскому языку. В следующем году — по китайскому языку и по гуманитарным наукам.[1] В 1945 году защитил диссертацию по этнологии. В 1954 г.защитил докторскую диссертацию по археологии Северной Океании под руководством Марселя Мосса. Начиная с 1933 г. занимал различные должности в музеях мира, включая Британский музей, Музей человека, музеи Японии. В период оккупации Франции, 1940—1944, работал в Музее Гиме. В 1944 г. направлен в замок Валансе для разбора работ, эвакуированных из Лувра, включая Венеру Милосскую и Нику Самофракийскую. Также участвовал в Движении Сопротивления, за что ему впоследствии вручили Военный крест, Медаль Сопротивления и Орден Почётного легиона. В 1956 г. сменил Марселя Гриоля в Сорбонне, в 1969—1982 был профессором в Коллеж де Франс. В 1973 г. получил Золотую медаль Национального центра научных исследований.

Взгляды

В книге «Человек и материя», L’Homme et la matière (1943), Леруа-Гуран предлагает концепцию «технических тенденций», то есть универсальной технической динамики, которая существует независимо от этнических групп, которые, тем не менее, являются единственными формами, через которые реализуются (конкретизируются) эти тенденции. Конкретизацию технической тенденции в конкретном этносе он называет «техническим фактом».

В книге «Среда и технологии», Milieu et techniques (1945) он развивает далее свои взгляды в общую теорию взаимоотношений между техническим (универсальная тенденция) и этническим (частная, дифференцированная конкретизация). По мнению Леруа-Гурана, человеческая группа ведёт себя как живой организм, ассимилирует свою окружающую среду через «занавес объектов», то есть технологии.

Теория эволюции

Важнейшую роль в понимании Леруа-Гураном человеческой эволюции играла концепция того, что переход к хождению на двух ногах освободил руки для хватания, лицо — для мимики и речи, и таким образом, развитие коры головного мозга, технологий и речи были следствием прямохождения. Отличие человека от животных, с этой точки зрения, состоит в том, что орудия и технологии представляют собой третий вид памяти (в дополнение к генетической памяти, содержащейся в ДНК, и индивидуальной памяти, заложенной в нервной системе), а следовательно, они представляют собой новую форму предвкушения нового, или программирования. Антропогенез, по Леруа-Гурану, соответствует техногенезу. Ввел понятие операционной цепи. В Советском Союзе философия Леруа-Гурана подвергалась официальной критике.

Сочинения

На французском языке

  • L’Homme et la matière (Paris: Albin Michel, 1943).
  • Milieu et techniques (Paris: Albin Michel, 1945).
  • Le geste et la parole, 2 vols. (Paris: Albin Michel, 1964-65).
  • Les religions de la Préhistoire (Paris: PUF, 1964).
  • Préhistoire de l’art occidental (Paris: Mazenod, 1965).

Переводы на английский языки

  • Prehistoric Man (New York: Philosophical Library, 1957).
  • Treasures of Prehistoric Art (New York: Harry N. Abrams, 1967).
  • The Dawn of European Art: An Introduction to Palaeolithic Cave Painting (Cambridge: Cambridge University Press, 1982).
  • Gesture and Speech (Cambridge, Massachusetts & London: MIT Press, 1993).

Примечания

  1. Francoise Audouze Leroi-Gourhan, a Philosopher of Technique and Evolution, Journal of Archaeological Research, Vol. 10, No. 4, December 2002

Ссылки

  • Подробная биография на русском языке
  • Краткая биография в Большой советской энциклопедии
  • Biographie André Leroi Gourhan, préhistorien et ethnologue

ЛЕРУА́-ГУРА́Н (Leroi-Gourhan) Ан­д­ре Жорж Ле­андр Адольф (25.8.1911, Па­риж – 19.2.1986, там же), франц. ар­хео­лог и ан­тро­по­лог, акад. Ин-та Фран­ции (1980). Изу­чал рус. и кит. язы­ки в Нац. шко­ле вост. язы­ков, учил­ся в Шко­ле Выс­ших ис­сле­до­ва­ний, Кол­леж де Франс и Сор­бон­не. Уче­ник М. Гра­не и М. Мос­са. С 1934 ра­бо­тал в Му­зее че­ло­ве­ка. В 1937–39 со­би­рал ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии Сев. Па­ци­фи­ки в Япо­нии. В 1940–1943 в Нац. му­зее вост. ис­кусств – Ги­ме, в 1944–46 хра­ни­тель лувр­ской кол­лек­ции в зам­ке Ва­лан­се. За уча­стие в Дви­же­нии Со­про­тив­ле­ния про­из­ве­дён в ко­ман­до­ры ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на. В 1946 зам. ди­рек­то­ра Му­зея че­ло­ве­ка, где соз­дал центр эт­но­ло­гич. об­ра­зо­ва­ния. С 1956 проф. ка­фед­ры об­щей эт­но­ло­гии и до­ис­то­рии Сор­бон­ны, с 1963 ди­рек­тор Ин-та эт­но­ло­гии, в 1969–82 поч. проф. ка­фед­ры дои­сто­рии Кол­леж де Франс. Пре­зидент Франц. дои­сто­рич. об-ва (1952). Ре­дак­тор ж. «Gallia Préhistoire».

В 1945–85 изу­чал па­мят­ни­ки па­лео­ли­та Фран­ции (Ар­си-сюр-Кюр, Пен­се­ван и др.), со­вер­шен­ст­во­вал ме­то­ди­ку рас­ко­пок (ком­плекс­ный под­ход к изу­че­нию па­мят­ни­ка, пол­ное стра­ти­гра­фич. ис­сле­до­ва­ние с по­мо­щью шур­фов и тща­тель­ная по­слой­ная рас­чи­ст­ка сло­ёв, точ­ная фо­то- и гра­фи­че­ская фик­са­ция рас­ко­пок, ре­ги­ст­ра­ция на­хо­док, соз­да­ние му­ля­жей). Ис­сле­до­ва­ния ос­тат­ков жи­лищ Пен­се­ва­на счи­та­ют­ся эта­лон­ны­ми в ар­хео­ло­гии па­лео­ли­та. По­стро­ил тео­рию «тех­но­мор­фо­ло­гии» и «тех­ни­че­ско­го де­тер­ми­низ­ма» – эво­лю­ции пред­мет­но­го и сим­во­лич. ми­ра че­ло­ве­ка на ос­но­ве раз­ви­тия тех­но­ло­гий от пер­во­быт­но­сти до ма­шин­но­го пе­рио­да. Тех­но­ло­гию рас­смат­ри­вал как спо­соб адап­та­ции че­ло­ве­ка к сре­де. Био­ло­гич. эво­лю­цию че­ло­ве­ка свя­зы­вал с эво­лю­ци­ей тех­ни­ки и соз­на­ния. Ре­шаю­щим эта­пом эво­лю­ции счи­тал раз­ви­тие ру­ки, с ко­то­рым свя­зы­вал по­яв­ле­ние ре­чи («ру­ка, ос­во­бо­ж­даю­щая сло­во»). Сим­пто­мом воз­ник­но­ве­ния язы­ка счи­тал по­яв­ле­ние ору­дий («и то и дру­гое не­раз­де­ли­мо в со­ци­аль­ной струк­ту­ре че­ло­ве­че­ст­ва»). Раз­ви­тие и сим­во­ли­че­ской, и ору­дий­ной дея­тель­но­сти при­во­дит к вы­де­ле­нию че­ло­ве­ка из сре­ды – от­де­ле­нию сло­ва от объ­ек­та и ору­дия от ру­ки. Вме­сто ин­стинк­тив­ной па­мя­ти жи­вот­ных воз­ни­ка­ет «со­ци­аль­ная па­мять» че­ло­ве­ка. Про­ис­хо­дит «ос­во­бо­ж­де­ние па­мя­ти»: толь­ко че­ло­век мо­жет «по­мес­тить свою па­мять вне се­бя, в со­ци­аль­ный ор­га­низм». Па­рал­лель­но сло­вес­но­му язы­ку раз­ви­ва­лась «гра­фи­че­ская» пе­ре­да­ча мыс­ли по­сред­ст­вом «идео­грамм». Этот «вер­баль­но-гра­фи­че­ский дуа­лизм» ис­че­за­ет с пе­ре­хо­дом к зем­ле­де­лию и воз­ник­но­ве­ни­ем «ли­ней­но­го гра­физ­ма», под­чи­няю­ще­го зри­тель­ные сим­во­лы зву­ко­вой ре­чи и зна­ме­ную­ще­го «пе­ре­ход от ми­фо­ло­ги­че­ской мыс­ли к ра­цио­наль­ной мыс­ли». Этим двум эта­пам раз­ви­тия мыс­ли со­от­вет­ст­ву­ют два ти­па вос­при­ятия про­стран­ст­ва – ди­на­ми­че­ский и ста­ти­че­ский. В охот­ничь­их об­ще­ст­вах про­стран­ст­во вос­при­ни­ма­ет­ся как ди­на­ми­че­ское, не­пре­рыв­ное, «пу­те­вое» (es­pace itinérant), в зем­ле­дель­че­ских – как «лу­че­вое» (espace rayon­nant), как цен­три­ро­ван­ный в по­се­ле­нии кос­мос; окон­чат. во­пло­ще­ние эта струк­ту­ра по­лу­чи­ла в го­ро­де. Наи­бо­лее из­вест­ны ра­бо­ты Л.-Г. по иск-ву па­лео­ли­та. Он ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от при­вле­че­ния эт­но­гра­фич. па­рал­ле­лей для тол­ко­ва­ния его се­ман­ти­ки. Вме­сте с А. Ла­мен-Ам­пе­рер (Эмперейр) Л.-Г. раз­вил струк­ту­ра­ли­ст­ский под­ход: вме­сто ил­лю­ст­ра­ции к ма­гич. об­ря­дам он ви­дел в на­скаль­ной жи­во­пи­си па­лео­ли­та сим­во­лич. изо­бра­же­ние ми­фо­ло­гич. кар­ти­ны ми­ра, ос­но­ван­ной на оп­по­зи­ции муж­ско­го и жен­ско­го: «по­ло­вы­ми сим­во­ла­ми» он счи­тал не толь­ко т. н. зна­ки, но и зоо­морф­ные изо­бра­же­ния (ло­шадь – муж­ской сим­вол, би­зон – жен­ский). В трак­тов­ке ри­сун­ков ши­ро­ко при­вле­кал ста­ти­стич. под­счё­ты их взаи­мо­встре­чае­мо­сти и рас­по­ло­же­ния в пе­ще­ре. Вы­де­лял 4 хро­но­ло­гич. сти­ля па­лео­ли­тич. жи­во­пи­си, раз­ви­ваю­щие­ся от «аб­ст­рак­ции» к «реа­лиз­му».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Кто такая валери леруа
  • Кто строит мегастрой
  • Кто строит магазины для леруа мерлен
  • Кто строит леруа мерлен в шолохово
  • Кто строит леруа мерлен в москве