-
April 8 2019, 18:10
- Искусство
- Cancel
Представлен его «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение библии». То, что это семейный портрет у зрителей не возникает никаких сомнений – все члены семьи на одно лицо. Лишь у матери семейства черты лица отличаются, что неудивительно, ведь она из другого рода. Изображёна очень обыденная сцена, как будто сама повседневная жизнь выступает на первый план. И никто из домочадцев не забыт – ни младенчик, ни даже кошка.
Никола Бернар Леписье «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение библии»
Жан Лорен Монье. Парный портрет Муравьёвых «Портрет Е.Ф.Муравьёвой с сыном». Маленький мальчик на коленях у матери – будущий автор первой русской конституции.
Жан Лорен Монье «Портрет Е.Ф.Муравьёвой с сыном».
Живопись Франции XVIII века. Жан Батист Симеон Шарден
Одним из самых знаменитых представителем французской школы живописи был Жан Батист Симеон Шарден. Академики презирали этого художника, считали, что он всё делал не так, как предписывали академические традиции. Он писал натюрморты, этот жанр считался в Академии самым презираемым. В коллекции ГМИИ хранится не совсем обычный натюрморт, а «Натюрморт с атрибутами искусств».
Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с атрибутами искусств»
Но тем не менее, выбор предметов для натюрморта его не извиняет, считали в академии художеств. Шарден большое внимание уделял цвету и в истории искусств, вместе с Веласкесом и Рубенсом, считается колористом.
Довольно популярна в то время была так называемая «обманка», живопись на холсте, хотя такой рисунок легко принять за рельеф. «Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона «Осень». Шарден перерисовал два из четырёх рельефов скульптора Бушардона «Времена года». Такая техника называется «гризайль». Выполняется гризайль только серым цветом, где-то он кладётся гуще, где-то темнее и от этого картина выглядит, как барельеф.
Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона «Осень»
arts-museum.ru / Маргерит Жерар «Триумф кошечки», 1785 г.
M24.ru запустил новую рубрику «10 неизвестных», в которой мы решили писать о десяти произведениях мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой. Вчера во всем мире отмечался Национальный день кошек, и по этому поводу мы собрали 10 произведений искусства, так или иначе связанных с кошками, находящихся в собрании ГМИИ имени Пушкина.
Мумия кошки, Египет, Позднее царство, 1-е тысячелетие до н.э.
arts-museum.ru / Мумия кошки, Египет, Позднее царство, I тыс. до н.э.
В Древнем Египте существовал целый культ поклонения кошкам. Их обожествляли и считали символом плодородия. В образе кошки изображалась Бастет, которая считалась богиней радости, веселья и любви, женской красоты, плодородия и домашнего очага. С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Бастет, их стали мумифицировать. Мумии кошек находили в пирамидах, которые, как известно, служили гробницами фараонам. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки, и что после смерти животного семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби.
Статуя богини Бастет, Египет, 26 династия, ок. 664-525 до н.э.
arts-museum.ru / Статуя богини Бастет, Египет, 26 династия, ок. 664-525 до н.э.
Бронзовые статуи богини Бастет в виде кошки – еще одно подтверждение важности культа. В храмах Бастет совершали жертвоприношения даже сами фараоны. Статуэтки в виде кошки или женщины с головой коши были широко распространены по всему Египту: их украшали золотом, эмалью, инкрустировали, вырезали из камня или отливали из бронзы. С кошачьими в египетской мифологии, помимо Бастет, ассоциировалось большое количество божеств: c львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги могли изображаться в образе сфинкса или двуглавого льва или даже, как бог Амон Ра, в виде рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа.
Мастер Ландеронского диптиха «Мария с младенцем. Поклонение волхвов», XVI в.
arts-museum.ru / Мастер Ландеронского диптиха «Мария с младенцем. Поклонение волхвов», XVI в.
Двухчастная композиция представляет собой традиционный для раннего возрождения религиозный сюжет «Поклонения волхвов». На левой доске изображена Мария с Младенцем в хлеву и коленопреклоненный старец. Важная деталь, на которую стоит обратить внимание: в изображении сюжета «Рождества» или «Поклонения волхвов» всегда присутствуют животные вол и осел. Согласно апокрифическим сказаниям, этих животных привел с собой Иосиф из Назарета. На второй доске изображены волхвы в богатых одеждах с драгоценными дарами Младенцу и очень занятная кошка, которая почти что путается в ногах. Вернее существо, которое атрибутируется достаточно сложно: его можно было бы принять за пуделя, но, судя по мордочке, это все-таки кошка.
Мастер Бегинок «Крестьяне у колодца», 1650 г.
arts-museum.ru / Круг Мастера Бегинок «Крестьяне у колодца», 1650 г.
На картине «Крестьяне у колодца» Мастера Бегинок простонародный быт показан очень просто и наглядно: художник показывает настоящий, не героизированный облик крестьян, их одежду, скромный жизненный уклад, обстановку деревенского быта со всеми его приметами и колоритом. Большое место отводится бытовым деталям, подчеркивающим элемент сельской экзотики, а также изображению животных, населяющих обычное крестьянское хозяйство: козы, коровы, петухи, кролики, кошки и собаки. Персонажи картины показаны в спокойных задумчивых позах, практически в бездействии, и лишь один мальчик, собирающий овощи с земли. изображенный справа на первом плане, выглядывает из-под шляпы на зрителя.
Ян Хавикс Стен «Больной старик», 1670-е гг.
arts-museum.ru / Ян Хавикс Стен «Больной старик», 1670-е гг.
Ссылки по теме
- 10 неизвестных: самые чувственные произведения искусства в ГМИИ им. Пушкина
- 10 неизвестных: самые жестокие и кровожадные картины Третьяковской галереи
Художник Ян Хавикс Стен относился к группе живописцев, которых называли «малые голландцы» – во многом они были последователями Рембрандта и Франса Халса. Сцена картины «Больной старик» разворачивается в публичном доме, куда пришёл больной и хромой старик. Сводня предлагает ему молодую девушку, а девушка протягивает ему сухую кость, как бы насмехаясь над его сластолюбием. Это подчеркивают разбросанные по полу пустые выеденные скорлупки. Тем не менее, старик настроен решительно: в руке он держит кошелек с деньгами. На стене можно заметить картину в богатой раме, а если на голландском полотне изображается картина, то она служит неким ключом к толкованию сюжета. В данном случае она изображает ветхозаветный сюжет «Сусанна и старцы». На полотне можно увидеть множество деталей, подсвечников, посуды, которые оживляют сюжет. Тому же служит кошечка, пьющая молочко из блюдца.
Никола Бернар Леписье «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии», 1766 г.
arts-museum.ru / Никола Бернар Леписье «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии», 1766 г.
Портрет семьи Леруа, изображенной за слушанием Библии, был выставлен в Салоне 1767 года и имел шумный успех у публики, и в то же время вызывал критику Дидро, упрекавшего его автора в холодности и невыразительности. Огромное внимание художник уделяет тканям, изображая дамские наряды, мужские камзолы и мебель. Не прав был Дидро: Леписье с большим удовольствием наблюдает за маленькой девочкой, играющей с кошечкой, которые изображены на переднем плане. Но лица – как мужские, так и женские – действительно достаточно однотипны.
Маргерит Жерар «Триумф кошечки», 1785 г.
arts-museum.ru / Маргерит Жерар «Триумф кошечки», 1785 г.
Художница Маргерита Жерар была современницей Франсуа Буше и ученицей Жана Оноре Фрагонара, фривольных нравов, галантных праздненств и кокетливых сюжетов XVIII века. Кошечка изображена на руках у дамы. Но она здесь скорее не триумфатор, а трус и беглец: она словно пытается спрятаться от маленького пуделя, игриво лающего у ног хозяйки. Жерар создает прекрасный образец бытового жанра, показывающего сценки жизни среднего класса или высшего общества: на картинах часто присутствуют музыкальные инструменты, красивая мебель, дорогие предметы интерьера, а герои произведений всегда одеты по последней моде своего времени.
Маргерит Жерар «Материнство», 1800-е гг.
arts-museum.ru / Маргерит Жерар «Материнство», 1800-е гг.
После Великой французской революции женщины получили право выставлять свои картины в художественных галереях. Маргарита Жерар с радостью воспользовалась этой возможностью. Начиная с 1799 года и вплоть до 1824 года она регулярно принимала активное участие в выставках. Она изображала сцены спокойной, размеренной, безмятежной жизни, которую ее современницы проводили в окружении детей, многочисленных домочадцев, домашних животных и штата прислуги. Домашние питомцы, особенно кошки, были частыми персонажами в работах Маргариты.
Луи Леопольд Буальи «Старый кюре», 1791 г.
arts-museum.ru / Луи Леопольд Буальи «Старый кюре», 1791 г.
Луи-Леопольд Буальи – один из крупнейших художников французской живописи XVIII-XIX вв. Его работы – это в основном портреты или жанровые сцены. На этой картине изображен старый священник, которому молодые девушки принесли петуха. Как и многие его предшественники в жанровой живописи, он уделяет внимание порой самым очаровательным деталям: в данном случае, это кошка, кормящая котят.
Шарль Эмиль Жак «Козы и кошки», 1870-е гг.
arts-museum.ru / Шарль Эмиль Жак «Козы и кошки», 1870-е гг.
Шарль Эмиль Жак был одним из крупнейших французских живописцев, изображавших животных. Еще более, чем картинами, Жак прославился многочисленными аквафортными гравюрами, в которых им с тонкой наблюдательностью и редким мастерством воспроизведена простая деревенская жизнь. Долгое время художник работал в Барбизоне, где зародилась целая самостоятельная школа пейзажной живописи.
From Wikipedia, the free encyclopedia
- File
- File history
- File usage
- Global file usage
Original file (2,844 × 2,652 pixels, file size: 994 KB, MIME type: image/jpeg)
File history
Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.
Date/Time | Thumbnail | Dimensions | User | Comment | |
---|---|---|---|---|---|
current | 01:34, 28 September 2014 | 2,844 × 2,652 (994 KB) | Wmpearl | {{Information |Description ={{en|1=»Portrait of the Leroy Family» by Nicolas-Bernard Lépicié, 1766, Pushkin Museum}} |Source ={{own}} |Author =Nicolas-Bernard Lépicié |Date =1766 |Permission = |other_versions = }}… |
File usage
The following pages on the English Wikipedia use this file (pages on other projects are not listed):
Global file usage
The following other wikis use this file:
- Usage on fr.wikipedia.org
- Nicolas-Bernard Lépicié
- Usage on hy.wikipedia.org
- Նիկոլյա Բեռնար Լեպիսիե
- Usage on ja.wikipedia.org
- ニコラ・ベルナール・レピシエ
Продолжаем серию статей, посвящённых французскому искусству XVIII века из коллекции ГМИИ. В предыдущей записи мы рассказали о Жане-Батисте Грёзе.
Одним из талантливейших учеников Грёза был Никола Бернар Леписье.
Живопись Франции XVIII века. Никола Бернар Леписье и Жан Лорен Монье
В ГМИИ представлен его «Портрет семьи Леруа, слушающей чтение библии». То, что это семейный портрет у зрителей не возникает никаких сомнений – все члены семьи на одно лицо. Лишь у матери семейства черты лица отличаются, что неудивительно, ведь она из другого рода. Изображёна очень обыденная сцена, как будто сама повседневная жизнь выступает на первый план. И никто из домочадцев не забыт – ни младенчик, ни даже кошка.
Жан Лорен Монье. Парный портрет Муравьёвых «Портрет Е.Ф.Муравьёвой с сыном». Маленький мальчик на коленях у матери – будущий автор первой русской конституции.
Живопись Франции XVIII века. Жан Батист Симеон Шарден
Одним из самых знаменитых представителем французской школы живописи был Жан Батист Симеон Шарден. Академики презирали этого художника, считали, что он всё делал не так, как предписывали академические традиции. Он писал натюрморты, этот жанр считался в Академии самым презираемым. В коллекции ГМИИ хранится не совсем обычный натюрморт, а «Натюрморт с атрибутами искусств».
Но тем не менее, выбор предметов для натюрморта его не извиняет, считали в академии художеств. Шарден большое внимание уделял цвету и в истории искусств, вместе с Веласкесом и Рубенсом, считается колористом.
Довольно популярна в то время была так называемая «обманка», живопись на холсте, хотя такой рисунок легко принять за рельеф. «Натюрморт, изображающий барельеф Бушардона «Осень». Шарден перерисовал два из четырёх рельефов скульптора Бушардона «Времена года». Такая техника называется «гризайль». Выполняется гризайль только серым цветом, где-то он кладётся гуще, где-то темнее и от этого картина выглядит, как барельеф.
Живопись Франции XVIII века. Портреты Голицыных
Франсуа Гюбер Друэ младший. «Портрет князя Голицина». В начале 60-х годов князь возглавлял русское посольство в Париже. Он был филантропом и художественным коллекционером. Всё свое состояние завещал на постройку больницы в Москве. Дмитрию Михайловичу Голицыну мы обязаны Эрмитажем, а Москва — Голицынской больницей. В течении 20 лет он был послом России во Франции и Екатерина II дала ему задание покупать картины для её коллекции. Голицин работал с Дидро. Во Франции философа ненавидели и говорили, что если бы он мог, то вывез бы из Франции всё и отдал бы в Санкт-Петербург для своей венценосной покровительницы. Дени Дидро знал, где что продавалось, знал он и вкусы императрицы, докладывал обо всём Голицыну. Русский посол быстренько проворачивал сделки, грузил бесценный груз на корабль «Ласточка», который через две недели швартовался в Кронштадте.
Собирая картинную галерею западного искусства для Екатерины II Голицин и сам заразился собирательством и параллельно начал покупать картины и для себя. В Москве он построил больницу, которая до сих пор называется его именем (кроме советского времени). При больнице Голицын организовал свою картинную галерею, которая стала первой бесплатной народной галереей в городе. После 1812 года от неё осталось только восьмая часть.
В коллекции музея есть парный портрет четы Голициных, правда, эти два портрета выполнены разными художниками.
Екатерина Голицына была придворной дамой, но прожила недолго, это изображение – её посмертный портрет, писал его Луи Мишель Ванлоо. «Портрет княгини Е.Д.Голицыной».
Интересно, что два разных художника правильно подобрали цветовую гамму парных портретов. Мужской написан холодными тонами, женский – тёплыми. На женском портрете изображение собачки, портрет любимого питомца. Екатерина Голицына происходила из семьи Кантемиров, перед замужеством приняла православие и была крещена Екатериной.
Живопись Франции XVIII века. Гюбер Робер
Творчество Гюбера Робера в некотором роде являются историческим документом, он был мастером архитектурного пейзажа. Но он никогда не копировал виды, во всех его полотнах присутствует нотка романтизма, пейзажам Робер придавал поэтическое чувство. Изображая руины церквей, фрагменты скульптуры, архитектурные памятники, он включал современную жизнь в быт города. В его работах есть и жизнь природы — он тонко улавливал игру света и одухотворял их, наделял движением.
Цветовая гамма Робера довольно сдержанная, почти монохромная. Он использует серовато-серебристые и золотисто-коричневые тона, иногда включает пятна киновари.
В нашем собрании несколько его картин. «Руины с обелиском в глубине»,
«Саркофаг»
и «Разрушение церкви 1787 г.». Он любил сталкивать искусство разных стран и разных времён. У картин Гюбера Робера необычный удлинённый формат. Римские арки, греческие статуи, Египет – и всё это обжито в его на его полотнах. Принадлежали картины Юсупову и были приобретены для овального зала имения Юсуповых в Архангельском.
«Разрушение церкви».
Картина даёт историкам основание судить о вандализме во Франции после французской революции. Многие церкви были разнесены по камушку, в том числе и эта необычно красивая готическая часовня. При часовне было кладбище невинно убиенных младенцев, вандализму подверглось и оно, его тоже разрушили.
Но мастером, которой смог «перекинуть мостик» между искусством XVIII и XIX веков стал Луи Давид. О нём и его учениках рассказ в отдельной статье.
-
March 10 2017, 18:32
- Искусство
- Образование
- Семья
- Cancel
Пришла в ГМИИ на собственную лекцию о картине Никола Бернар Леписье «Портрет семьи Леруа, слушающей…
Эль Греко, 1610-е. Иоанн Креститель.
Франсиско де Сурбаран, 1598-1664. Благославляющий Младенец Христос.
Бартоломе Эстебан Мурильо, 1680. Архангел Рафаил с епископом Домонте.
Даниэль Сергес, 1590-1661; Эразм Квеллин II, 1607-1678. Мадонна с Младенцем Христом, святая Елизавета и Иоанн Креститель, окруженные цветами.
Эмануэл де Витте, около 1665-1670. Внутренний вид церкви.
Симоне Кантарини, 1612-1648. Святое Семейство с маленьким Иоанном Крестителем и святой Елизаветой.
Гверчино (Джованни Франческо Барбьерри), 1642. Святой Себастьян.
Алессандро Маньяско, 1667-1749. Трапеза монахинь. Мрачноватая картина. Нищета на ней.
Джамбаттиста Тьеполо, после 1740. Два святых (св. Максим и св. Освальд).
Джамбаттиста Тьеполо, 1696-1770. Мадонна со святыми Людовиком Тулузским, Антонием Падуанским и Франциском Ассизским.
Франсуа Буше, 1758. Рождество (Мадонна с Младенцем и маленьким Иоанном Крестителем).
Никола Пуссен, Круг. Святое Семейство.
Ханс Зюс фон Кульмбах, 1519. Диптих с ангелами (маленькие створки домашнего органа).
Мастер Святой родни, вторая половина 15 века. Мистическое видение св. Бернарда.
Собор 12 апостолов, икона, Константинополь, 14 век.
Христос Пантократор, икона, Константинополь, вторая половина 15 века.
Святой Пантелеймон, икон, Северная Греция, 14 век.
Римский мастер начала 8 века, Св. Иосиф, мозаика.
Якопо Торрити, конец 13 века, мозаика. Младенец Христос.
Римский мастер первой половины 13 века. Голова Мадонны, мозаика.
Святой Григорий Палама, икона, Северная Греция, 15 век.
Благовещение, икона, Византия, сер. 14 века.
Сенья ди Бонавентура, 1298 — ок. 1331. Распятие.
Симоне Мартини, около 1284 -1344. Мария Магдалина.
Сассета (Стефано ди Джованни), 1392-1450. Святой Лаврентий. Святой Стефан.
Чима да Конельяно, ок. 1459-1517/18. Оплакивание Христа с монахом-кармелитом.
Тициан Вечеллио, Портрет кардинала Антониотто Паллавичини.
Джероламо Джовеноне, 1490-1559. Святая Маргарита.
Камилло Прокаччини, ок. 1551-1629. Рождение Девы Марии.
Джероламо Джовеноне, 1490-1559. Святая Цецилия с донатором.
Джузеппе Чезаре, 1568-1640. Святое Семейство со святым Антонием Падуанским (?) и ангелом.
Бартоломе Эстебан Мурильо, 1617-1682. Святой Иосиф с Младенцем Христом.
Бартоломе Эстебан Мурильо, 1670-е. Святая Екатерина Александрийская.
Никола Бернар Леписье, 1766. Портрет семьи Леруа, слушающей чтение Библии.
Гверчино (Джованни Франческо Барбьера), 1591-1666. Аллегория веры.
Лука Джордано, 1634-1705. Мучение св. Лаврения.
Гверчино (Джованни Франческо Барбьера), 1591-1666. Смерть Петра Мученика.
Алессандро Маньяско, 1667-1749; Антонио Франческо Перуццини, 1650/1660-1724. Пейзаж с отшельником.
Продолжение следует…
Николя Бернар Леписье(1735 — 1784)-выдающийся французский живописец и гравёр.
Николя-Бернар Леписье родился 16 июня 1735 года в Париже в семье известных французских художников-гравёров того времени Франсуа-Бернара Леписье(1698 — 1755) и Рене Элизабет Марлье (1714—1773).
Франсуа-Бернар Леписье с 1737 года являлся секретарём и историографом Королевской академии живописи и скульптуры , а в 1754 году опубликовал каталог картин, принадлежащих королевскому двору, с историческими справками о каждой работе и краткими биографиями художников.
Художественная и культурная среда в которой прошло детство Николя-Бернара сформировала художественный вкус будущего художника и однозначно определила будущую профессию юноши. Учителем и наставником Николя -Бернара Леписье был великий Карл Ванлоо.
В 1769 году Николя-Бернар Леписье был принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры в Париже. Три года спустя, в 1772 году, он стал доцентом Академии , а в 1777 году, профессором. Выдающиеся мастера того времени: Карл Верне , Жан-Фредерик Шаля, Жан-Антуан-Теодор Giroust , Жан-Жозеф Taillasson , Анри-Пьер Danloux , Жан-Батист Рено и Николя-Антуан Таунай и многие другие совершенствовали своё художественное мастерство под его руководством.
Своей известностью Николя-Бернар Леписье обязан, главным образом, портретам и жанровым сценам,
Два направления жанровой живописи превалировали в творчестве художника: исторические сцены, которые стали основными, начиная с 1767 года, и семейные сцены, к которым художник обращался в начале своей творческой деятельности.
Ранние произведения Леписье отличаются светлым колоритом и мощной пастозной фактурой со сверкающими бликами. В этих работах чувствуется влияние творчества Ванлоо(«Мученичество святого Андрея»,1771, монастырь Сен-Рикье, близ Аббевиля).
Более поздним композициям Леписье свойственна близость принципам неоклассицизма, однако по своему оформлению эти работы еще верны традиции светлой живописи Буше или де Труа («Нарцисс», 1771, «Адонис», 1782, исполнены для Малого Трианона в Версале).
Во многих работах Леписье также чувствуется влияние творчества друга отца художника , талантливого Шардена , чьи темы были источником вдохновения для нескольких последних картин художника. Жанровые работы Николя-Бернара Леписье полны спокойного реализма, тёплых тонов , гармоничного изящества и пластичности действующих персонажей. Кроме этого, отличительной особенностью работ Леписье было особое отношение к деталям, высмеивание их, и стремление придать даже некоторую анекдотичность изображению («Пробуждение Фаншон», 1773, Сент-Омер, музей; «Точильщик», Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
В конце своего творчества Леписье большее предпочтение отдавал городским и деревенским сценам, что невольно перекликалось с творчеством Давида Тенирса («Таможня», 1775, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса; «Двор на ферме», 1784, Париж, Лувр).
Николя-Бернар Леписье создал целую галерею портретов художников и их близких, яркое место в которой принадлежит чудесному изображению Карла Верне, сына его близкого друга.
Творчество Леписье вызывало много споров среди критиков того времени.Многочисленные отзывы содержали от восторженного восхищения до полного отрицания. Среди наиболее известных критиков его творчества был философ и художественный критик Дени Дидро.Приговор Дидро был жестоким: он гласил, что Леписье не обладает ни воображением, ни проникновенностью, чтобы поднять жанровую живопись на должную высоту. В 1767 г. Дидро порекомендовал ему оставить жанровые темы: „Они требуют влечения к правде, совершенно Вам чуждого. Скорее уж … не делайте ничего». Не удивительно, что трогательный маленький шедевр Юный рисовальщик, написанный чуть позже, появился на выставке только спустя двенадцать лет после выхода статьи Дидро.
Пик популярности Николя-Бернара Леписье пришёлся на 70-е годы 18 века, когда его работы сравнивали с творениями великого Шардена и Греза.
Всю свою жизнь Николя-Бернар Леписье прожил в Париже, где и скончался 15 сентября 1784 года в возрасте 49 лет.
При всей неоднозначности его творчества, многочисленное художественное наследие художника с успехом экспонируемое в наши дни во многих музеях мира даёт нам полное представление о великом таланте и могучем творческом потенциале этого величайшего французского живописца.
По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей,, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., Импрессионизм (история, эстетика, мастера ,шедевры), Габриэле Крепальди, М. :”Омега” 2008г.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние