Леруа 1927 год

Эдуард Леруа (1870–1954) — французский философ, представитель католического модернизма.

Сын гаврского судовладельца, Леруа родился 18 июня 1870 в Париже. В 1892, после завершения среднего образования, поступил в Высший педагогический институт (Ecole Normale) на отделение естественных наук. В 1895 ему была присвоена степень агреже математики, а через три года он защитил докторскую диссертацию. После защиты преподавал математику в различных парижских учебных заведениях. В 1921 Леруа сменил Анри Бергсона на кафедре философии в Коллеж де Франс, где преподавал до 1941. Член Академии моральных и политических наук с 1919, член Французской Академии с 1945.

Последователь Бергсона, о котором написал книгу, друг и единомышленник Тейяра де Шардена, Леруа создал эволюционную концепцию, в которой попытался согласовать католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Исходя из бергсоновской идеи жизненного порыва, рассматривал эволюцию как творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила, действующая мысль. С появлением человека эволюция природы и жизни приобретает качественно новый характер, поскольку именно человек, наделенный сознанием и разумом, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития всей природы и тем самым совершается переход от биосферы к ноосфере, сфере разума. Леруа впервые употребил в конце 1920-х годов термин «ноосфера». Впервые это слово и понятие прозвучало в стенах известного учебного заведения Парижа — в Колледже де Франс — на лекциях 1927—1928 учебного года. Концепцию ноосферы он разрабатывал совместно с Тейяром де Шарденом. Ввпоследствии это понятие стало ключевым также в концепции Вернадского.

Эволюционные идеи были изложены Леруа в работах Потребность в идеализме и факт эволюции; Происхождение человека и эволюция интеллекта; Введение в исследование проблемы религии; Догмат и критика; Опыт о первой философии. Здесь рассматриваются также проблемы отношения науки и религии (их Леруа считает взаимодополняющими, поскольку наука дает религии обоснование, а религия завершает науку), интеллекта и интуиции. Последнюю проблему Леруа специально исследовал в работе Интуитивное мышление.

В книге Проблема Бога Леруа излагает свой взгляд на поставленную здесь проблему, подвергая критике традиционные томистские доказательства существования Бога. Всякое подобное доказательство, полагает он, исходит из логической необходимости, но такой подход неприемлем, поскольку источником логической необходимости является сам Бог. Постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его нравственного бытия. Выявить и прояснить этот опыт должна философия.

Произведения Леруа неоднократно вносились католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Тенденции к модернизму, выразившиеся в творчестве Эдуарда Леруа (и других философов, к примеру, Лабертоньера и Олле-Лапрюна), были осуждены папой Пием X в энциклике Pascendi в 1907.

Умер Леруа в Париже 11 ноября 1954.

Понятие нооферы п.Тейяра и э.Леруа

Создание
и развитие ноосферной концепции
практически все современные исследователи
на Западе, не зная работ В.И.Вернадского,
связывают с именем выдающегося
естествоиспытателя и мыслителя,
христианского миссионера Пьера Тейяра,
не отделяя его взглядов от взглядов
Эдуарда
Леруа.
Высказанные В.И.Вернадским новые
представления о биосфере, её
изменении под воздействием деятельности
человека, приобретающей геологический
(глобальный) характер, оказались созвучны
последователям философа
Анри Бергсона
(«бергсонианцам») Пьеру Тейяру, офицеру
Ордена иезуитов, будущему первооткрывателю
синантропа, уже тогда известному
палеонтологу и антропологу, профессору
кафедры геологии Католического
университета в Париже, и Эдуарду Леруа,
математику, философу-бергсонианцу и
теологу, преподавателю (профессору)
престижного Коллеж де Франс.

В.И.Вернадский
в ряде своих работ и писем отмечает роль
Э.Леруа и П.Тейяра в развитии идеи
ноосферы. Из письма к сыну: «Слово
ноосфера создано учеником Бергсона
Леруа в 1927 году, который принял мое
понятие о биосфере в лекциях в College de
France». В последней своей работе «Несколько
слов о ноосфере» (1944) он пишет более
полно: «В 1922–1923 гг. на лекциях в Сорбонне
в Париже я принял как основу биосферы
биогеохимические явления. Часть этих
лекций была напечатана в моей книге
Очерки геохимии… Приняв установленную
мною биогеохимическую основу биосферы
за исходное, французский математик и
философ бергсонианец Е. Ле-Руа в своих
лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел
в 1927 г. понятие ноосферы… как современной
стадии, геологически переживаемой
биосферой. Он подчеркивал при этом, что
он пришел к такому представлению вместе
со своим другом, крупнейшим геологом и
палеонтологом Тейяром де Шарденом,
работающим теперь в Китае». Действительно,
в книге Леруа «Происхождение человека
и эволюция разума» (1928) указано на
значение лекций В.И.Вернадского в
Сорбонне (1922-1923 гг.) на понимание изменения
биосферы под воздействием деятельности
человека.

В
обобщенном виде представления П.Тейяра
и Э.Леруа о переходе биосферы в новое
состояние – ноосферу – можно
выразить достаточно просто: с появлением
человека эволюция получает новые, не
свойственные «животной биосфере», или
находящиеся еще в зародыше, психические
средства. Развитие происходит только
с помощью духовных средств, посредством
интеллекта, языка, через промышленность
и общество. «Таким образом, – пишет
Леруа, – биосфера переходит в ноосферу».
В исходном определении ноосферы, если
руководствоваться строгим изучением
французских первоисточников, нет ничего
мистического, выходящего за пределы
земной реальности:

«Если
мы хотим, наконец, вписать человека во
всеобщую историю жизни,
– пишут французские авторы, – не
увеча ее и не дезорганизуя
,
то необходимо поискать его выше низшей
природы, в ситуации, где он господствует
над ней, но тем не менее не
отрывается от ее почвы
,
а это равносильно тому, чтобы представить
себе над существовавшей ранее животной
биосферой и как
ее продолжение

некую человеческую сферу, сферу рефлексий
свободного и сознательного изобретения,
сферу мысли как таковой: короче говоря,
сферу духа или ноосферу. А затем у истока
этого великого
нового единства

следует поставить феномен жизненной
трансформации, воздействующей на всю
биосферу в совокупности: гоминизацию.
Итак, человечество принадлежит как бы
к новому
порядку реальности
,
поддерживающему с низшим миром отношения,
эквивалентные тем, которые на более
низком уровне можно распознать между
жизнью и материей» (перевод
проф. Б.А.Старостина;
курсив наш).

Здесь
как будто появляется некоторый
«призрак
идеализма» –
нематериальная
«сфера
духа»,
ноосфера, как
бы «парящая
над биосферой». Но
вот
мы слегка выделили некоторые слова
в тексте –
и «клеймо идеализма» словно испарилось.
«Сфера
духа»
оказалась
вполне приземленной человеческой
сферой: ей противопоказано увечить
жизнь и вносить в нее хаос, отрываться
от своей родной почвы

биосферы, и, даже возвышаясь над ней,
ноосфере надлежит служить ее продолжением,
а ещё

свободно мыслить вместе с человеком,
сознательно изобретать что-то новое,
рефлектировать… И это новое великое
единство, новый порядок вещей принадлежит
новому порядку реальности, а не вымыслу:
основу нового порядка составляет вполне
реальное человечество, управляемое
процессом гоминизации, под
которым понимается
в широком смысле «очеловечивание» жизни
и природы. И действительно, далее в книге
подчеркивается, что именно с гоминизацией,
с выходом на арену Жизни в плиоцене
человека разумного связан процесс
перехода биосферы в ноосферу. Не имея
возможности более подробно останавливаться
на анализе взглядов Леруа и Тейяра,
отсылаем читателя к очень интересному
и обстоятельному
исследованию
проф. Б.А.Старостина
(1987),
к самим первоисточникам – работам
Тейяра и Леруа (1927-1931; 1987), а также к
некоторым нашим исследованиям (Назаров,
2000-2004).

Из
рассмотренного выше мы убедились, что
в основу своего понимания ноосферы
авторы закладывали вполне реальные
процессы,

объективно проявляющиеся в окружающей
жизни, и это не удивительно: не будем
забывать, что научный фундамент ноосферной
концепции составляли установленные
В.И.Вернадским реальность
биосферы и преобразующей е
ё
деятельности человека
,
хотя
само слово и понятие «ноосфера»
Вернадскому не принадлежит. Но ученому
были все основания говорить о том, что
П.Тейяр и Э.Леруа «глубже развили его
биосферу». Действительно, на
страницах книги Леруа авторы подводят
читателя к двум поразительным по глубине
и силе прозрения заключениям.
Чтобы понять их значение, зададимся
вопросом: в
чем высший смысл перехода биосферы в
ноосферу и достижения человечеством
«нового
великого единства»
в преобразующейся биосфере?
Почему и для чего человечеству, выйдя
на арену Жизни, необходимо и суждено
стать «новым порядком реальности»?

Вот
оригинальные ответы-заключения авторов
понятия «ноосфера». Первый
состоит в том, что развивавшаяся стихийно
биосфера
не может без
человека «осознать
себя» – понять закономерности своего
развития. Для этого и нужен «человеческий
разум, который является детищем
ноосферы…поэтому
мы можем с чистой совестью пытаться
понять биосферу через ноосферу» (Леруа,
1931, с. 85). Но
понять биосферу – значит понять или
приблизиться к пониманию самого человека,
который является не только природной
сущностью биосферы, но и духовно с ней
связан множеством неразрывных нитей.
А через человека можно вновь вернуться
к пониманию формирующейся
биосферно-ноосферной
целостности, глубже осознать процесс
перехода к ноосферной организованности,
найти пути ее сознательного (разумного)
построения и научного управления. Это,
конечно, наши добавления к прочитанному
тексту, но они вытекают из сущности
вывода о возможности познания биосферы
через ноосферу.

Второй
вывод – предвидение Леруа и Тейяра
(а в нем влияние П. Тейяра ощущается
наиболее заметно, составляя предмет
его последующей разработки в знаменитом
«Феномене
человека») заключается в том, что «усилием
человеческого ума и сознательной воли
человека ноосфера мало помалу обособляется
от биосферы и становится все более
независимой от нее, что происходит со
стремительным ускорением и с множеством
усиливающихся последствий».
Авторы
словно заглянули из прошлого в будущее –
наше настоящее. И ничего по существу не
меняет тот очевидный факт, что авторы
в своем заключении пытаются проложить
путь к
новому,
«космическому
сознанию»,
к ноосфере грядущих цивилизаций, и этот
путь
в их видении
лежит
в просторы Космоса, к неведомой нам
«точке Омега», бытию Бога, где, в едином
порыве чувства Любви, сознания отдельных
человеческих индивидуумов сливаются
в одно космическое сознание…Увы, в этом
«финалистском», катастрофическом
сценарии развития человеческой
цивилизации, позже описанном Пьером
Тейяром в «Феномене человека», человеческая
личность с её неповторимым духовным
миром, культурой, наукой, искуством
неизбежно пропадает. По существу,
исчезает сам человек, остаётся лишь его
сознание, разум – «детище ноосферы»,
влившееся в интегрированное сознание
«космического ноосферного человечества,
объединенного Любовью».

Конечно,
В.И.Вернадский не мог знать этого
апокалиптического сценария «Феномена
человека»: на все творения П.Тейяра (де
Шардена) Ватиканом был наложен запрет,
снятый относительно недавно, а Э.Леруа
оставил занятия ноосферной проблематикой
после 1931 г. Стремительное
же
ускорение
глобальных процессов ноосферогенеза,
по мысли французских авторов,
«отрывающихся от биосферы»,
доказано В.И.Вернадским значительно
раньше его французских коллег, и
проявляется в ускорении темпов
геохимической деятельности человечества
(но без отрыва от биосферы!).
Его
мы
наблюдаем в нашей реальной жизни, и не
как сторонние наблюдатели, а как активные
ее участники, испытывающие на себе
«множественность усиливающихся
последствий»
– симптомов экологического кризиса,
загрязнения окружающей среды, разрушения
биосферы.

Пути
В.И.Вернадского и его французских
соавторов ноосферной концепции в
дальнейшем разошлись, но это не умаляет
их исторической роли в создании исходного
слова (термина) и понятия ноосферы. Это
понятие оказалось исключительно
благотворным для развития ученым
последующих представлений об эволюции
биосферы и её преобразования в новое,
«очеловеченное», эволюционное состояние
– ноосферу. Хотелось бы также предостеречь
наших читателей от поспешных заключений
«о ненужности» или «научной
несостоятельности» приведенных выше
космотеологических представлений
П.Тейяра. Пьер Тейяр де Шарден по праву
относится к выдающимся мыслителям XX –
го столетия. Влияние его идей и высокого
нравственного облика, отраженного в
написанных им трудах, переведенных на
многие языки мира, испытали и продолжают
испытывать поколения людей в разных
странах. Он был крупный ученый-антрополог
и естествоиспытатель, к нему с уважением
относился и общался с ним в Париже
Вернадский.

Если
не следовать буквально «теологическому
сценарию» ноосферы, то в самой постановке
П.Тейяром проблемы возможного «отрыва
от биосферы» стремительно развивающейся
человеческой цивилизации и устремлении
её в Космос содержится глубокий смысл
и предостережение нынешнему и будущим
поколениям. В безудержной погоне за
прибылью и «благами жизни» человек
может разрушить среду своего обитания
– биосферу, ему может нехватить для
своего развития и выживания природных
и энергетических ресурсов. Заметим, что
именно такой точки зрения придерживался
и пытался её научно обосновать и создатель
научной космонавтики Э.К.Циолковский,
когда говорил о переселении землян на
другие планеты. Вступление человечества
в космическую эру – лишь начало долгого
неизведанного пути формирования
ноосферной цивилизации. Весь вопрос в
том, где – на Земле, «здесь и сейчас»,
или в Космосе, в отдаленном будущем,
выходящем за пределы возможного научного
предвидения – будет создаваться
ноосферная
реальность
.

Соседние файлы в папке ЭКОЛОГИЯ_ПОСОБИЕ

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Description:

Леруа ввел термин «ноосфера» для обозначения оболочки Земли, включающей человеческое общество с его индустрией, языком и прочими видами разумной деятельности.
Леруа признавал, что данное понятие возникло у него под влиянием лекций Вернадского о биосфере Земли.

Added to timeline:

2 Dec 2018

0

0

387

Профессия: эколог.

Date:

jan 1, 1927

Now

~ 96 years ago

Images:

ЛЕРУА ЭДУАРД

1870-1954) – французский философ и математик, представитель католического модернизма, последователь Бергсона, друг и единомышленник П. Тейяра де Шардена, создатель эволюционной концепции,где соединялись католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Эволюцию рассматривалкак творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила – действующая мысль. С появлением  человека, наделенного сознанием и разумом, эволюция природы и жизни приобретает качественно новый  характер, ибо человекстановится условием и орудием их дальнейшего поступательного развития, что приводит к переходу от биосферы к ноосфере (сфере разума). Термин «ноосфера» Леруа  впервые употребил в конце 1920-х годов, а  саму  концепцию ноосферы он разработал совместно с П. Тейяром де Шарденом (впоследствии это понятиестало основой учения В.И. Вернадского). Основные работы: «Потребность в идеализме  и факт  эволюции»  (1927);  «Происхождение  человека  и эволюция интеллекта» (1931); «Опыт о первой философии» (1956-1958). Здесь он доказывает, что наука дает религии обоснование, а религия завершает науку. Проблему интеллекта  и интуиции  Леруа  исследует  в работе  «Интуитивное  мышление» (1929-1930). В книге «Проблема Бога» (1929) он подвергает критике традиционные томистские доказательства существования Бога, считая, что постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его  нравственного бытия, чтоможет прояснить философия.

ЛИКИ →← ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

Смотреть что такое ЛЕРУА ЭДУАРД в других словарях:

ЛЕРУА ЭДУАРД

(18 июня 1870 – 1 нояб. 1954) – франц. философ, религ. идеалист, представитель «католического модернизма». Л. открыто выступал против науки в пользу веры и пытался обновить религию при помощи интуитивизма Бергсона. Выдвинув положение о единой «мысли-действии», подчиненной «религ. потребностям», различными аспектами к-рой якобы являются разум и интуиция, Л. широко использовал идеи Маха, Дюгема, Пуанкаре для защиты фидеизма и иррационализма. Всякая философия, по Л., «если не формально, то фактически является мистической» («Un positivisme nouveau», в «Revue de m?taphysique et de morale», 1901, p. 151). Л. занимался также математикой, палеонтологией и антропологией. Филос. взгляды Л. («с определенно фидеистическими выводами») были подвергнуты критике еще в работе В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. Соч., т. 14, с. 277–78). Соч.: De la valeur objective des lois physiques, «Bulletin de la Soci?t? Fran?aise de la Philosophie», 1901, No 1; Une philosophie nouvelle. Henri Bergson, P., 1912; L´exigence id?aliste et le fait de l´?volution, P., 1927; Le probl?me de Dieu, P., 1929; La pens?e intuitive, v. 1–2, P., 1929–30; Essai d´une philosophie premi?re, t. 1–2, P., 1956–58; в рус. пер. – Догмат и критика, М., 1915. Лит.: Сульженко Г. Д., Франц. католич. экзистенциализм – философия иррационализма и мистики, в сб.: Совр. субъективный идеализм, М., 1957; Попович М. В., Похiд проти розуму, К., 1960; Вenrubi I., Les sources et les courants de la philosophie contemporaine en France, t. 1–2, P., 1933; Вenda J., De quelques constantes de l´esprit humain…, P., 1950. M. Попович. Киев. … смотреть

ЛЕРУА ЭДУАРД

французский философ и математик (Париж, 1870 — там же, 1954). Последователь философии Бергсона. Его произведения: «Новая философия: Анри Бергсон» (1912), «Человеческие истоки и эволюция разума» (1928), «Проблема Бога» (1929), «Введение в исследование религиозной проблемы» (1944) (Фр. акад., 1945). … смотреть

Аннотация.

За последние годы учение о НООСФЕРЕ постепенно набирает обороты. Получило развитие Ноосферное образование. Однако существует проблема – знание о ноосфере не идёт дальше области действий разума только самого человечества. С этих позиций человечество наделяется функциями, не свойственные его силам и возможностям – преобразовывать природу, управлять космосом, воспроизводить природные ресурсы, и т.л. Статья предназначена для того, чтобы с позиции современной науки сформировать у людейпредставление о реальном существовании энергоинформационного поля планеты –ноосферы или сферы разума самой Земли. Для этого использованы многочисленные научные эксперименты, выполненные с использованием искусственных спутников Земли и наземных геофизических наблюдений, с привлечением информации некоторых мифов и сказаний (научных достижений наших предков).

Содержание.

Предисловие.

Введение

1.Магнитосфера планеты

1.1Требования к магнитосфере как к плазменной сфере планетного тела

1.2Построение плазменного механизма.

1.3Две части магнитосферы.

1.4Универсальный способ получения электрической энергии.

1.5Ударная волнаи способ преобразования потока солнечной плазмы.

1.6Магнитопауза и пограничные слои магнитосферы.

1.7Пограничные слои на границе геомагнитного хвоста.

2.Формирование магнитосферы и еёсетей электрических токов.

2.1. Накачка радиационных поясов с поверхности коры планеты.

2.2 Электрический хвост магнитосферы.

2.3 Суббури в переменной части магнитосферы и геомагнитные бури.

2.4 Электромагнитные колебания и волны во внутренней магнитосфере.

2.5 Магнитосферные циклотронные мазеры – квантовые генераторы.

Заключение

Приложения №1 — № 8.

Литература

Предисловие

Ноосфера (Википедия) (греч. νόος — разум и σφαῖρα — шар) — сфера разума; сфера взаимодействия человеческого общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития. Эта сфера обозначается также терминами «антропосфера», «биосфера», «биотехносфера».

Но, что это за сфера? Просто тоненькая плёночка, состоящая избиологических существ на поверхности Земли, включая и технические сооружения человека, или нечто невидимое, но принадлежащее этой плёночке? Сфера разума – это только материальные (биологические) существа, или всё-таки это энергоинформационное поле, создаваемое ими? Современные исследователи ноосферы даже не упоминают наличие планетного поля мыслей, мыслеобразов, хотя примеров его существования сколько угодно. Существует негласный запрет упоминать наличие информационного поля планеты, которое тщательно изучается геофизиками, но, которые также не придают функционального смысла магнитосферы для самой Земли. Однако все спутниковые эксперименты говорят об обратном, вопреки мнению людей: у Земли есть своя сфера разума.

Понятие ноосфера — сфера разума — введено Э. Леруа (1927). Тейяр де Шарден, будучи христианским теологом, описывает (1943 год) ноосферу в рамках эсхатологической перспективы: ноосфера есть последний этап творения, непосредственно предшествующий “точке Омега”, моменту единения мира (преобразившегося в ноосферу) с Богом. (Эсхатология – религиозное учение о конце света, получившее наибольшее развитие в иудаизме и христианстве).Ноосфера важна не сама по себе или сама для себя, но как ступень к достижению предусмотренной замыслом творения цели – достижение духовного совершенства.Это уже близко к пониманию энергоинформационного электромагнитного поля космоса.

Понятие ноосферы материалистически обосновано В. И. Вернадским в статье “Несколько слов о ноосфере” (1944 год), стремясь показать глубину воздействия человека на природу благодаря его технической оснащённости. При этом почему-то стороной обходится главное – назначение людей для планеты.

По мере научного прогресса человечество как вид не эволюционирует, каждое новое поколение рождается человеком того же вида. Эволюционирует и совершенствуется исключительно энергоинформационная СЕТЬ человеческого общества – его ноосфера. Человек создает ноосферу как особую среду, в которую включены и другие организмы, и значительная часть неорганического мира. Просматривается ли какая-то цель в научном прогрессе человечества? Просматривается. Конечным итогом научного прогресса является освоение электромагнитного взаимодействия (дальнодействия) не только посредством приборов радиоэлектроники, но и мысленного общения. Вот это и будет ноосфера людей. А планета Земля уже сейчас имеет такую ноосферу – магнитосферу, состоящую из постоянной и переменной части.

В.И. Вернадскийстремился исключить из своих рассуждений телеологию. Телеология – идеалистическое учение, по которому всё в мире устроено целесообразно и всякое развитие является осуществлением заранее предусмотренных целей. Наука же считает, что всё в мире закономерно и причинно обусловлено явлениями природы. Но если есть причина, да ещё и закономерная, то есть и сам космический закон,а, значит, и цель развития человечества. К тому же Жизнь является стимулированным (или вынужденным) процессом, по своим свойствам – огненным процессом, развивающимся по программе, генерируемой звёздами, воспринимаемой магнитосферой Земли. Есть ли тот, кто сам творит магнитосферу Земли? Есть, — это ядро планеты, оно строит плазменное устройство ноосферы своими магнитными силовыми линиями, используя при этом электрические силы без всякого участия человека и без использования каких-либо технических средств. Миллионы лет безупречно работает этот плазменный механизм планеты.

В.И. Вернадский видел в формировании ноосферы лишь доступное наблюдению событие, не могущее иметь никакой цели, помимо неё самой. Магнитосфера Земли невидима глазом, но регистрируется приборами. Примерно такого же мнения и современные геофизики относительно изучаемой ими магнитосферы: «не могущее иметь никакой цели, помимо неё самой».Но в природе всё закономерно, в ней нет случайностей. Если люди имеют цель сформировать свою ноосферу, то они используют законы природы, открываемые ими в процессе познания. Но если законы в природе существуют, и человек называет их словом «закон», то они же кем-то составлены и кому-то предназначены? И, кроме того, должен быть способ на чём-то записать эти законы, передать на большие расстояния, значит, есть и способ прочесть их человеком. Книга Жизни пишется не нами, но мы обязаны её прочитать, таков закон космоса.

Различие подходов Тейяра де Шардена и Вернадского предопределило дальнейшее использование понятия ноосферы. С одной стороны, к нему обращаются некоторые теологи, стремящиеся вслед за Тейяром де Шарденом найти эволюционную интерпретацию догматов Церкви. С другой стороны, это понятие весьма популярно среди учёных, занимающихся проблемами взаимодействия человека со средой, в частности проблемами экологии и устойчивого развития общества. Кроме того, достижения в области радиотехники и микроэлектроники показывают наличие энергоинформационного поля у самой планеты. Оказывается, Земля имеет свою ноосферу, свою сферу разума, с которой непосредственно контактирует ноосфера человечества.

Геофизики упорно и настойчиво изучают невидимый глазом человека плазменный механизм солнечно-земных связей – магнитосферу, затрачивая огромные интеллектуальные и материальные ресурсы. Что побуждает специалистов изучать невидимое, но реально существующее, да ещё оказывающее существенную роль на погоду, климат, судьбу людей и биосферы? Удивительно то, что в сказаниях наших предков говорится о неком небесном дворце, Дворце Солнца, существующем над корой планеты[1], построенном электромагнитными силами, без рук, без ног, без технических средств.

Вспомним русскую пословицу-загадку: Что такое — без рук, без ног, а рисовать умеет? Мороз на оконном стекле рисует замысловатые узоры, изготавливает миллиарды снежинок удивительно тонкой и изящной формы. Как мороз это всё делает, да и мороз ли это делает? В небе над планетой сформирован плазменный дворец, постоянно действующий миллионы лет – плазменная магнитосфера, активно защищающая всю биосферу от прямого контакта с космической средой, губительной для всех биологических существ.

И что же, магнитосфера тоже случайно создана, обеспечивая уникальные параметры атмосферы над корой планеты, чтобы биосфера жила на планете?Кроме того, какая существует технология изготовления действующего механизм преобразования гиперзвуковых потоков солнечного ветра, технология изготовления двух квантовых генераторов и других постоянных частей магнитосферы из одной только плазмы? И всё это без помощи человека, который только вредит этому механизму, устраивая атомные взрывы в магнитосфере, занимаясь разогревом ионосферы с целью управлять погодой и зарождать «звёзды» в виде плазмоидов.

Согласно «Экологическому энциклопедическому словарю», Ноосфера – «новый, современный, следующий после биогенеза этап эволюции органического мира, связанный с появлением человека, индустриального человеческого общества. В ноосфере разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития биосферы; планетарное и космическое пространство (природная среда), преобразуемое и управляемое человеческим разумом, гарантирующим всестороннее прогрессивное развитие человечества на основе рационального и экологически грамотного использования и приумножения природных ресурсов». Вызывает удивление, оказывается,человек способен приумножать природные ресурсы, а космическое пространство «преобразуется и управляется» человеческим разумом. Где же разум у составителей определения ноосферы в этом словаре?

Так важно знать работу магнитосферы Земли, к чему и приступаем.


[1] Овидий Назон. «Метаморфозы». Перевод С.В. Щервинского. Ленинград. «ACADEMIA». 1937. 360с.

СКАЧАТЬ ПОЛНЫЙ ТЕКСТ СТАТЬИ

Леруа Эдуард

 Эдуар Луи Эмманюэль Жюльен Леруа, Édouard Louis Emmanuel Julien Le Roy

Edouard Le Roy.jpg

1870-1954

Эдуар Луи Эмманюэль Жюльен Леруа (фр. Édouard Louis Emmanuel Julien Le Roy) (1870 — 1954) — католический модернист.

образование

В 1892-1895 годы обучался в Высшем педагогическом институте (естественные науки), получил степень агреже по математике, впоследствии защитил докторскую диссертацию.

Преподавал математику в различных учебных заведениях Франции.

В 1921-1941 годы преподавал в Коллеж де Франс на кафедре философии.

Книги Леруа неоднократно вносились католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Тенденции к модернизму, выразившиеся в творчестве Э. Леруа были осуждены папой Пием X в 1907 г.[1]

воззрения

Леруа был последователем Анри Бергсона, а также другом П. Тейяра де Шардена. Леруа создал новую эволюционную теорию, где пытался согласовать католические догматы с палеонтологией и антропологией. Исходя из его теории, эволюция является творческим становлением, в истоках которого лежит духовная сила и действующая мысль. С появлением человека эволюция природы и жизни приобретает качественно новый характер, поскольку именно человек, наделенный сознанием и разумом, становится условием и орудием дальнейшего поступательного развития всей природы и тем самым совершается переход от биосферы к ноосфере. Именно Леруа в 1920-х годах вводит понятие «ноосфера»; концепцию ноосферы он разрабатывал вместе с П. Тейяром де Шарденом.

Также Леруа поднимает проблему религии и науки, интеллекта и интуиции. По его мнению религия и наука являются взаимодополняющими, поскольку наука дает религии обоснование, а религия завершает науку. Он также подвергал критике томистские доказательства существования Бога. По его мнению, такие теории должны исходить из логической необходимости, но такие теории неприемлемы, потому что источником логической необходимости является сам Бог.

Антиинтеллектуализм
  • Исследуя концепцию догмата, которую предполагают и заключают в себе четыре перечисленных выше возражения, мы с удивлением находим, что эта концепция разделяется и большинством католиков вместе с их противниками. Концепция эта — чисто интеллектуалистическая. Практический и нравственный смысл догмата она рассматривает как вторичный и производный и выдвигает на первый план его интеллектуальный смысл, признавая сущность догмата в последнем, а в первом лишь его простое следствие. Словом, эта концепция представляет догмат как нечто в роде выражения теоремы: правда, неосязаемое выражение недоказуемой теоремы, но выражение, имеющее тем не менее умозрительный и теоретический характер и относящееся прежде всего к чистому знанию[2]:23.
Апофатика
  • Смысл догмата прежде всего, если я не ошибаюсь,— отрицательный. Догмат скорее исключает и осуждает известные заблуждения, чем определяет положительную истину[2]:27.
  • Разве классическое учение богословов и учителей Церкви не говорит нам, что в порядке сверхъестественном самый верный метод исследования есть via negationis (путь отрицания)?[2]:29
Историцизм
  • Единственным правильным методом для изучения догматов (разумеется, с интеллектуальной точки зрения) может быть лишь метод исторический. Наука, называемая положительным богословием или лучше — историей догматов, пытается выполнить эту задачу. Наука эта имеет более действительную апологетическую ценность, чем все чисто диалектические рассуждения[2]:32.
Практика
  • Догмат имеет преимущественно практический смысл. Он выражает прежде всего предписание практического порядка. Он более всего есть правило практического поведения[2]:32-33.
Антитеоретизм

Католик обязан всецело принимать догматы. Но ему не предписывается та или иная теория, то или иное интеллектуальное представление. Такое насилие неизбежно влекло бы за собой недопустимые последствия: 1) догматы превратились бы в чисто словесные формулы, простые лозунги, повторяемые по приказу без всякого понимания; 2) сверх того, эти догматы не могли бы быть общими для всех времен и для всех умов.

Нет, догматы представляют собою нечто совершенно иное. Смысл их, как мы уже видели, прежде всего практический и нравственный. Католик, обязанный признавать догматы, принуждается ими лишь к правилам поведения, а не к особым концепциям. Поэтому ему не приходится принимать их, как простые словесные формулы[2]:39.

Движение
  • В итоге — главное противоречие между схоластиками и нами касается самого понятия истины. Они представляют себе истину статически, как некую вещь, вполне естественно прилагая к ней эпитеты вечная, незыблемая. Мы же, наоборот, думаем, что истина есть жизнь и, следовательно, движение, скорее возрастание, чем завершение, скорее характер известного прогресса, чем известного результата. Всякое положение, как только оно выделяется из общего течения мысли, всякая система, как только она замыкается и таким образом возводится в абсолютную, тем самым становятся заблуждением. Положения или системы суть касательные к истине, которые указывают направление кривой, но только в данный момент. Истина проявляется более всего в их динамической смене[3].
концепты

Адогматизм, Антиинтеллектуализм, Антитеоретизм, Антиформализм, Апофатика, Движение, Историцизм, Мыследействие, Практика, Эволюция

авторитетные авторы

Бергсон Анри • Лабертоньер Люсьен • Луази Альфред.

патологическая речь

Одним из первых стал использовать штамп «ноосфера».

Ругательное слово «схоластика».

сочинения

  • Sur l’intégration des équations de chaleur (1898)
  • Science et philosophie (1899)
  • Dogme et critique (1907)
    • Леруа, Эдуард. Догмат и критика. М., 1915.
    • Леруа, Эдуард. Догмат и критика. М.: Либроком, 2011. — 336 с. — ISBN 978-5-397-01651-3
      • Что такое догмат?
      • Первое письмо редактору «Vérité Française».
      • Второе письмо редактору «Vérité Française».
      • О понятии догмата.—Ответ аббату Верле.
      • Что такое догмат?—Ответ Гранмезону
      • Что такое догмат? — Ответ Порталье, еп. Тюриназу и некоторым другим критикам.
      • Схоластика и современная философия
  • Новая философия: Анри Бергсон Une philosophie nouvelle : Henri Bergson (1912)
  • la pensée mathématique pure (cours du college de france années 1914-1915 et 1918-1919 révison en 1920 en vue d’une publication. une parution au PUF en 1960)
  • Qu’est-ce-que la Science ?: réponse à André Metz (1926)
  • Потребность в идеализме и факт эволюцииL’Exigence idéaliste et le fait de l’évolution (1927)
  • Происхождение человека и эволюция интеллекта Les Origines humaines et l’évolution de l’intelligence (1928)
  • Интуитивное мышление La Pensée intuitive. Le problème de Dieu (1929)
  • Введение в исследование проблемы религии Introduction à l’étude du problème religieux (1944)
  • Опыт о первой философии Essai d’une philosophie première : l’exigence idéaliste et l’exigence morale, 2 vol., posthumes (1956-1958)

источники

  • Муретов, Дм. Учение модернизма о догмате (по поводу книги Леруа. Догмат и критика. М.,1915) // Русская Мысль. — 1916. — № 3.

Сноски


  1. [1]
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5  Леруа, Эдуард. Что такое догмат? // Догмат и критика. — М.: Либроком, 2011. — 336 с. — ISBN 978-5-397-01651-3.
  3.  Леруа, Эдуард. Схоластика и современная философия // Догмат и критика. — М.: Либроком, 2011. — С. 330. — 336 с. — ISBN 978-5-397-01651-3.

ЛЕРУА ЭДУАРД

ЛЕРУА ЭДУАРД
(1870-1954) – французский философ и математик, представитель католического модернизма, последователь Бергсона, друг и единомышленник П. Тейяра де Шардена, создатель эволюционной концепции,где соединялись католические догматы с фактами, накопленными палеонтологией и антропологией, с новейшими открытиями в биологии. Эволюцию рассматривалкак творческое становление, в истоках которого лежит духовная сила – действующая мысль. С появлением  человека, наделенного сознанием и разумом, эволюция природы и жизни приобретает качественно новый  характер, ибо человекстановится условием и орудием их дальнейшего поступательного развития, что приводит к переходу от биосферы к ноосфере (сфере разума). Термин «ноосфера» Леруа  впервые употребил в конце 1920-х годов, а  саму  концепцию ноосферы он разработал совместно с П. Тейяром де Шарденом (впоследствии это понятиестало основой учения В.И. Вернадского). Основные работы: «Потребность в идеализме  и факт  эволюции»  (1927);  «Происхождение  человека  и эволюция интеллекта» (1931); «Опыт о первой философии» (1956-1958). Здесь он доказывает, что наука даёт религии обоснование, а религия завершает науку. Проблему интеллекта  и интуиции  Леруа  исследует  в работе  «Интуитивное  мышление» (1929-1930). В книге «Проблема Бога» (1929) он подвергает критике традиционные томистские доказательства существования Бога, считая, что постичь Бога человек может лишь с помощью опыта, дающего свидетельство о Боге как источнике творческого, духовного развития человека, его  нравственного бытия, чтоможет прояснить философия.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ.
.
2010.

Смотреть что такое «ЛЕРУА ЭДУАРД» в других словарях:

  • ЛЕРУА (Эдуард) — французский философ и математик (Париж, 1870 там же, 1954). Последователь философии Бергсона. Его произведения: «Новая философия: Анри Бергсон» (1912), «Человеческие истоки и эволюция разума» (1928), «Проблема Бога» (1929), «Введение в… …   Философский словарь

  • Иностранные члены РАН за всю историю существования — Полный список иностранных членов Российской академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). В соответствии с Уставом РАН… …   Википедия

  • Часы прибор для измерения времени — Содержание: 1) Исторический очерк развития часовых механизмов: а) солнечные Ч., b) водяные Ч., с) песочные Ч., d) колесные Ч. 2) Общие сведения. 3) Описание астрономических Ч. 4.) Маятник, его компенсация. 5) Конструкции спусков Ч. 6) Хронометры …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Часы — Содержание. 1) Исторический очерк развития часовых механизмов: а) солнечные Ч., b) водяные Ч., с) песочные Ч., d) колесные Ч. 2) Общие сведения. 3) Описание астрономических Ч. 4.) Маятник, его компенсация. 5) Конструкции спусков Ч. 6) Хронометры …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Франция на летних Олимпийских играх 1900 — Франция на Олимпийских играх Код МОК: FRA …   Википедия

  • Члены-корреспонденты РАН за всю историю существования — Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской академии наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З …   Википедия

  • Член-корреспондент АН СССР — Полный список членов корреспондентов Академии наук (Петербургской Академии наук, Императорской Академии наук, Императорской Санкт Петербургской Академии Наук, Академии наук СССР, Российской академии наук). # А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р …   Википедия

  • Пуанкаре Анри —     I. УМЕРЕННЫЙ КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ АНРИ ПУАНКАРЕ Пуанкаре: конвенция не есть произвол     Крайний конвенционализм пропагандировал Эдуард Леруа (1870 1954), спиритуалист и модернист, автор работ «Наука и философия» (1900), «Позитивная наука и… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • АРХЕОЛОГИЯ. НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ — На разных стадиях развития археологии доминирующую роль в ней играли различные научные школы, и их обозрение позволяет представить краткую историю археологической мысли. Некоторые специалисты по истории археологии рассматривают эти научные школы… …   Энциклопедия Кольера

  • Импрессионизм — Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872 …   Википедия

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Леруа cersanit stockholm
  • Леруа 153 магазин
  • Леруа cersanit delfi
  • Леруа 120 магазинов
  • Леруа cersanit city