Ноосфера леруа де шардена вернадского

Автор статьи

Эксперт по предмету «Философия»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Ноосфера – это целостная оболочка земли, включающая в себя как географическую среду обитания человека, так и биосферу, и характеризующаяся гармоничностью их существования, а также ведущей ролью производительных сил человека как геологического фактора.

Теория ноосферы Вернадского

Теория ноосферы была разработана русским ученым и философом В.И. Вернадским в 20-30-х годах прошлого века. Одним из основных вопросов которые Вернадский рассматривал в рамках своей научной деятельности было влияние живых организмов на биологический облик и процессы планеты, в том числе и человека. В своих исследованиях ученый отмечал все возрастающую роль человеческого фактора в геологических процессах, однако детерминантной такого воздействия указывал не численный рост человечества, а рост его производительных возможностей и сил. Сформировав общество, открыв науку и вооружившись технологии человечество стало оказывать решающее воздействие на земные процессы и на все оболочки планеты – атмосферу, литосферу, гидросферу и конечно же биосферу.

Вернадский предполагал, что активность человека, как высшей ступени биологической эволюции, влечет за собой эволюцию планеты в целом. Биосфера как оболочка живых существ, зона их обитания и приспособления к условиям среды, постепенно эволюционирует и сменяется ноосферой – сферой разума, в которой человек, с помощью производительных сил, сам преобразует условия среды в соответствии со своими потребностями и представлениями.

В качестве основных составляющих ноосферы Вернадский выделяет:

  • человечество,
  • общественные системы,
  • биосферу,
  • совокупность знаний и технологий.

Согласно представлениям ученого все эти компоненты должны находится в гармонии между собой. Вернадский не признавал вне природного характера человека, попытки философов и ученых поставить непреодолимую стену между биосферой, как средой обитания животных и искусственной, культурной средой обитания человека. Ученый был твёрдо уверен, что вне природной среды человек обречен на вымирание. По этой причине становление и развитие ноосферы, которое происходит уже на протяжении двадцати тысяч лет не должно происходить стихийным путем. Только разумное, научно обоснованное и бережное отношение к природе, позволит человеку установить гармоничные отношения с планетой и направлять ее развитие, а также осуществлять в этом движении и собственную эволюцию.

«Теория ноосферы, ее основные положения » 👇

Однако на настоящий момент развитие ноосферы можно оценить скорее, как стихийное, т.к. в удовлетворении собственных потребностей человечество не считается с сохранением и развитием других сфер Земли и оказывает на них скорее негативное воздействие – сокращение видового разнообразия живых существ, разрушение озонового слоя земли, загрязнение воды и воздуха, массовая вырубка лесов, уменьшение площади плодородных почв и т.д.

Представления о ноосфере Леруа и Шардена

Сам термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа, который совместно с Шарденом разрабатывал собственную концепцию понимания ноосферы, отталкиваясь от воззрений Вернадского, который в начале двадцатых годов прошлого века читал свои лекции в Сорбонне.

В отличии от Вернадского понимание ноосферы которого было сугубо материалистичным и отталкивалось от его научных исследований, концепция Леруа и Шардена была в первую очередь философской. В ее основу легли воззрения неоплатоников, в частности Плотина о историческом пути человечества.

Под ноосферой философы понимали особую сферу человеческого разума, духа, которая существует параллельно и независимо от других оболочек Земли и связана исключительно с деятельностью человека, а точнее с его духовной и интеллектуальной жизнью. Человек первоначально существующий в гармонии с природой и духом, стремится выйти за их рамки посредством создания особой сферы своего бытия – сферы разума, отделяя себя от всего сущего. Однако конечным итогом его эволюции является обратное возвращение к духу, но на более высоком уровне, предполагалось, что через ноосферу человечестве воссоединится с божеством, перейдя в идеальную форму существования.

Современные взгляды на теорию ноосферы

Оценка теории ноосферы в настоящее время является неоднозначной. В частности, отдельные исследователи полагают, что В.И. Вернадский не смог создать принципиально новой теории, пересказав иными словами представления о географической среде обитания человечества. При этом не учитывается тот факт, что понятие ноосферы по Вернадскому является более обширным, оно охватывает не только непосредственные места обитания человека, но всю планету в целом, т.к. человечество в своей деятельности оценивается как глобальный фактор развития Земли.

Точка зрения Вернадского на человека как определенно природное существо, также подвергается значительной критике. Многие деятели полагают, что человечество полностью независимо от природы и способно полностью функционировать в искусственной среде обитания, а потому разумное управление процессами, воздействующими на Землю не является необходимым.

Также возникают вопросы относительно оценок Вернадского процессов становления ноосферы. Сам ученый то рассматривает их как дело будущего, то раскрывает в контексте настоящего. Это связано с тем, что Вернадский рассуждает о ноосфере в рамках геологического времени отрезки которого очень велики по меркам жизни отдельного человека. Вместе с тем Вернадский формулирует критерии разумного становления ноосферы, которые позволяют оценить прогресс ее развития в настоящий момент:

  • превращение человечества в единую глобальную общность;
  • развитие средств связи и коммуникации, позволяющее поддерживать и развивать глобализационные процессы;
  • развитие энергетики, открытие новых видов энергии, как материальная база развития человечества;
  • реальное равенство людей в обществе – политическое, экономическое, правовое;
  • поднятие общего уровня жизни человечества, исключение голода, эпидемий, социальных катастроф;
  • полное исключение войн из жизни общества.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Московский государственный университет
им. М. В. Ломоносова
___________________________________
факультет журналистики
кафедра новых медиа

Работа по курсу «Теории массовой коммуникации»
Тема: Учение В.И. Вернадского о ноосфере и его критика

Автор:
студентка V курса
Полоскова Галина
503 группа

Научный руководитель:
кандидат филологических наук
И.И. Засурский

Москва 2014 год

Оглавление
Введение ……………………………………………………………………………………………………. 3
Учение В.И. Вернадского о ноосфере …………………………………………………………. 6
Критика гипотезы ноосферы Вернадского ………………………………………………… 13
Ноосфера и её переосмысление в современной массовой культуре …………… 19
Заключение ……………………………………………………………………………………………… 22
Список литературы ………………………………………………………………………………….. 23

2

Введение. В.И. Вернадский
Термин «ноосфера», появление которого связано с именами французских
философов Пьера Тейяра де Шардена и Эдуардом Леруа, означает такую сферу
взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая
деятельность становится главным определяющим фактором развития1. В 1927 году
де Шарден и Леруа впервые предположили существование некоей информационной
оболочки планеты, не связанной с биосферой2.
Идея существования некоего высшего, Вселенского разума прослеживается ещё
с Античности. Так, стоики – представители философской школы, существовавшей с
IV века до н.э. до III века н.э., – говорили о «Логосе» — божественном разуме мира3.
Именно Логос определяет закономерное устройство мира, размеренность и
цикличность жизни.
Тем не менее, только в XX веке наука и философия дошла до того уровня, когда
стало возможным говорить о существовании меняющейся, информационной
оболочки Земли. Безусловно, французские философы предложили понятие ноосфера
для описания разума как особого природного феномена. Но наибольший вклад в
разработке учения о ноосфере внёс российский учёный, имя которого неразрывно
связано с этой концепцией, Владимир Иванович Вернадский.
«В точном смысле слова Вернадский не был и геологом, как не был он
биологом, химиком, почвоведом, историком, хотя мог бы быть и тем и другим. Он
не был просто натуралистом – он был натуралистом-мыслителем»4, — пишет об этом
великом учёном один из его биографов.
Родился Владимир Иванович Вернадский 12 марта 1863 года в Петербурге 5, где
и прожил с родителями до пятилетнего возраста. После того, как в 1868 году у
Ивана Васильевича, отца Владимира Ивановича, произошло кровоизлияние в мозг,
вся семья переехала в Харьков.
В 1873 году мальчик, которого уже научил читать и писать сводный старший
брат, поступил в первый класс харьковской гимназии, а в 1876 году мальчика
перевели в петербургскую гимназию6.

1

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н.
Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/
2
Понятие ноосферы, его специфика, отличие ноосферы от биосферы. Источник:
http://bukvi.ru/pravo/ekologia/ponyatie-noosfery-ego-specifika-otlichie-noosfery-ot-biosfery.html
3
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А Ефрона. – С.Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890 – 1907. Источник:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/97471/
4
Гумилевский Л.И. . В.И. Вернадский. Москва, Молодая гвардия, 3-е изд., 1988. Серия биографий «ЖЗЛ». С. 6.
5
Гумилевский Л.И. . В.И. Вернадский. Москва, Молодая гвардия, 3-е изд., 1988. Серия биографий «ЖЗЛ». С. 8.
6
Гумилевский Л.И. . В.И. Вернадский. Москва, Молодая гвардия, 3-е изд., 1988. Серия биографий «ЖЗЛ». С. 13 –
14.

3

В период с 1881 по 1885 годы Вернадский учится на естественном отделении
физико-математического факультета Петербургского университета. В эти годы
огромное влияние на будущего учёного оказывают преподаватели университета – А.
Н. Бекетов, А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, И. М. Сеченов. Под влиянием В.В.
Докучаева молодой Вернадский начинает заниматься динамической минералогией и
кристаллографией7.
В 1885 году Вернадский становится хранителем минералогического кабинета
Московского университета. В этом же году он женится на Наталье Егоровне
Старицкой8.
Через два года, в 1887 году, Владимир Иванович отправляется в заграничную
командировку,
включающую
посещение
Италии, Германии,
Франции,
Великобритании и Швейцарии. «Он работает в химических и кристаллографических
лабораториях, совершает геологические экспедиции, знакомится с новейшей
научной и философской литературой, участвует в Лондонском геологическом
конгрессе, избирается членом-корреспондентом Британской ассоциации наук».9
Докторскую диссертацию о скольжении кристаллических веществ учёный
защищает в 1897 году, и в течение следующих пяти лет появляются первые
публикации его статей по философии и истории науки.
В 1917 году Вернадский по состоянию здоровья вынужден переехать на
Украину. Собственно, события Гражданской войны застают учёного и его семью в
Киеве. Но, несмотря на политическую обстановку, Вернадский участвует в создании
Украинской академии и наук и избирается её первым председателем. 10
В 1923 году Владимира Ивановича Вернадского приглашают в Париж, вести
курс лекций в Сорбонне. «1923-1926 годы он проводит за границей,
преимущественно во Франции, ведя большую научно-исследовательскую и
преподавательскую работу. Выходят в свет его лекции по геохимии (на
французском языке), статьи по минералогии, кристаллографии, геохимии,
биогеохимии, химии моря, эволюции жизни, а также о геохимической деятельности
и будущем человечества».11
В 1926 году, сразу после возвращение Вернадского на родину, выходит в свет
его знаменитая монография «Биосфера».

7

Гумилевский Л.И. . В.И. Вернадский. Москва, Молодая гвардия, 3-е изд., 1988. Серия биографий «ЖЗЛ». С. 19.
Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, «Знание», 1979. Серия «Творцы науки и
техники». С 15.
9
Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, «Знание», 1979. Серия «Творцы науки и
техники». С 18.
10
Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, «Знание», 1979. Серия «Творцы науки и
техники». С 20 – 23.
11
Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, «Знание», 1979. Серия «Творцы науки и
техники». С 24.
8

4

С началом Великой Отечественной войны семья Вернадских отправляется в
эвакуацию в Боровое (Казахская ССР). В конце 1944 года у, возвратившегося в
Москву уже овдовевшим, Владимира Ивановича произошло кровоизлияние в мозг, а
6 января 1945 года на восемьдесят втором году жизни он скончался. 12
Труды Вернадского и сейчас, спустя более чем пятьдесят лет после его смерти,
когда наука сделала колоссальный скачок в своём развитии, продолжают
переиздаваться и изучаться. Именно Вернадский является главным идеологом и
создателем гипотезы ноосферы, которая, хотя и не была окончательно оформлена и
доказана, но, тем не менее, оказала влияние не только на науку и философскую
мысль, но и на массовую культуру. Поэтому труды этого учёного и сама концепция
существования информационной оболочки Земли, имеющая как сторонников, так и
противников, актуальны сейчас, во втором десятилетии XXI века – десятилетии, в
котором волны различных частот, передающие гигабайты информации
ежесекундно, опутали всю планету, действительно создав новую оболочку планеты.

12

Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, «Знание», 1979. Серия «Творцы науки и
техники». С 25.

5

Учение В.И. Вернадского о ноосфере
Работа Вернадского «Научная мысль как планетное явление» написана
Владимиром Ивановичем в период с 1936 по 1938 годы, но опубликована была
только в 1977 году, через 32 года после смерти её автора. Этот многостраничный
труд является одним из ключевых в понимании теории биосферы и ноосферы.
Владимир Иванович Вернадский начинает свой труд с утверждения о том, что
всё живое на планете, в том числе и человек, не является независимым от
окружающей среды. «Человек и человечество теснейшим образом прежде всего
связаны с живым веществом, населяющим нашу планету, от которого они реально
никаким физическим процессом не могут быть уединены. Это возможно только в
мысли».13
Далее автором работы вводятся определения «живое природное тело» и «живое
вещество», и даётся пояснение, что каждый живой организм в биосфере есть
природное тело, а «живое вещество биосферы есть совокупность живых организмов,
в ней живущих»14. Биосфера плотно заселена живым веществом, которое находится
в постоянном материальном и энергетическом обмене с неподвижной, косной
частью этой оболочки, и в этом постоянном движении атомов и в связанной с ним
энергии проявляется «резко планетное, космическое значение живого вещества»15.
Важно отметить, что, по словам Вернадского, границы биосферы непрерывно
расширяются.
Вернадский, говоря о том, что биосфера с течением времени становится всё
более спаянной, считает, что эволюция видов переходит в эволюцию биосферы.
«Эволюционный процесс получает при этом особое геологическое значение
благодаря тому, что он создал новую геологическую силу — научную мысль
социального человечества»16. Именно своё время – первую половину XX столетия –
учёный называет временем, когда научная мысль человечества входит в
геологическую историю планеты и таким образом, под влиянием мысли и
деятельности человека на биосферу, живая оболочка земли переходит в новое
состояние – в ноосферу. Важно отметить, что этот переход биосферы в ноосферу
явление не спонтанное, а результат нескольких миллионов лет развития всего
человечества, протекающего, в свою очередь, в рамках природного процесса,
13

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
14
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
15
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
16
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/

6

непрерывно длящего около двух миллиардов лет. «Научное знание, проявляющееся
как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам,
противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она
является».17
Более того, переход биосферы в ноосферу – это проявление ускорения темпа
геологических процессов Земли. «Мы переживаем в настоящее время
исключительное проявление живого вещества в биосфере, генетически связанное с
выявлением сотни тысяч лет назад Homo sapiens, создание этим путем новой
геологической силы, научной мысли, резко увеличивающей влияние живого
вещества в эволюции биосферы. Охваченная всецело живым веществом, биосфера
увеличивает, по-видимому, в беспредельных размерах его геологическую силу, и,
перерабатываемая научной мыслью Homo sapiens, переходит в новое свое состояние
— в ноосферу».18
Научная мысль необратима. Приостановить её можно, но обратить вспять –
никогда. Ещё одна важная особенность научной мысли в том, что она не случайна, а
закономерна, как и любое другое природное явление.
Именно научная мысль, по мнению Вернадского, привела к тому, что
человечество стало единым. Во многом это произошло благодаря научным
достижениям конца XIX – начала XX веков: телеграфу, телефону, радио,
аэропланам, аэростатам – всем тем «чудесам техники», что охватили всю планету.
Более того, Владимир Иванович указывает на то, что каждое событие,
произошедшее в любом из уголков Земли, отражается и имеет следствие – большое
или малое – в каждом другом месте планеты, на всей её поверхности.
Более того, Владимир Иванович указывает на то, что каждое событие,
произошедшее в любом из уголков Земли, отражается и имеет следствие – большое
или малое – в каждом другом месте планеты, на всей её поверхности. «Реально
это единство человека, его отличие от всего живого, новая форма власти живого
организма над биосферой, большая его независимость, чем всех других организмов,
от ее условий является основным фактором, который в конце концов выявился в
геологическом эволюционном процессе создания ноосферы».19
В XX столетии закономерное превращение биосферы в ноосферу началось
благодаря росту науки и социальному труду человечества и неразрывно связано с
ростом научной мысли. «Мы переживаем в XX веке в ходе научного знания, в ходе
научного творчества в истории человечества время, равное по значению которому
17

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
18
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
19
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/

7

мы можем найти только в его далеком прошлом».20 По мнению Вернадского, его
время стало ничем иным, как коренной ломкой научного мировоззрения, при
которой наука и научное знание трансформировались чрезвычайно быстро.
«»Взрыв» научной мысли в XX столетии подготовлен всем прошлым биосферы и
имеет глубочайшие корни в ее строении — он не может остановиться и пойти
назад»21, — пишет Вернадский.
Но начало создание ноосферы изменило всё, и не позволяет, например,
сравнивать прошлое с настоящим. Прогресс, который проявлялся так или иначе во
все истории человечества, Вернадский считает доказанным и бесспорным только в
истории научного знания, а науку – явлением интернациональным, которому
присущи свобода мысли и высокая нравственная ответственность учёных. Тем не
менее, учёный подчёркивает, что его время – это не только время взрыва творчества,
но и время ограничения свободы научных изысканий, что само по себе есть
противление основному условию развития ноосферы.
«Наука есть проявление действия в человеческом обществе, совокупности
человеческой мысли».22 В качестве одной из характерных черт научной мысли
Владимир Иванович Вернадский выделяет действие и говорит о том, что познание и
проверка научной истины возможны только жизнью – временем и опытом. В
качестве примера он приводит «случайных» людей, которым удаётся случайно
подтвердить или опровергнуть какие-либо научные факты, гипотезы, теории или
обобщения. «Она [наука] сама по себе коллективной, с научной точки зрения,
бессознательной работой, ходом исторического времени и происходящим этим
путем изменением создает новое и важное, которое может быть зафиксировано и
может явиться результатом научных достижений первостепенной важности, какими,
например, явились кругосветные путешествия, открытие Америки, падение
Персидского царства (разрушенного Александром Македонским) или китайских
государств и среднеазиатских культурных центров, сокрушенных Чингизханом,
победа христианских церквей и религий, создание магометанства и его религиознополитических выявлений, и другие крупные и мелкие события политической
жизни».23
Желая подвести итог всему сказанному о свойствах и сущности научного
знания, Вернадский делает следующие выводы: сила, которую использует человек
для изменения биосферы, — это сила научного творчества, при применении которой
20

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
21
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
22
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
23
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/

8

изменение биосферы неизбежно. Более того, стихийное изменение биосферы и её
переход в ноосферу происходит под действием научной мысли независимо от
человеческой воли, так как является закономерным природным процессом.
Но наглядный результат этого процесса, эффект работы научной мысли станет
виден не сразу, а через сотни и сотни лет. «Это не мгновенные революции длительность их интенсивного проявления, выражающаяся в несогласных
напластованиях, например, рассматриваемая в масштабе исторического времени,
охватывает огромное время — сотни или десятки тысяч лет, едва ли меньше».24
Первая половина XX столетия, по мнению Владимира Ивановича, оказалась
временем не только резкого перелома в научном сознании человечества, но тем
временем, в котором философия, государственная мысль и религия доказали и
показали своё бессилие. На фоне этого разочарования и проявилась новая сила,
способная объединить всё человечества – научная мысль, которая, по мнению
автора, именно в эти полвека переживала небывалый взрыв творчества. «Она
выявилась впервые в истории человечества в новой форме, с одной стороны, в
форме логической обязательности и логической непререкаемости ее основных
достижений и, во-вторых, в форме вселенскости, — охвата ею всей биосферы, всего
человечества, — в создании новой стадии ее организованности — ноосферы. Научная
мысль впервые выявляется как сила, создающая ноосферу, с характером стихийного
процесса».25 Далее, среди важнейших черт движения научной мысли, Вернадский
называет взрыв научного творчества, изменение понимания основ реальности,
вселенскость и действенное, социальное проявление науки.
Настоящий учёный, Вернадский уверен в том, что научная мысль, в отличие от
философской и религиозной, отличается тем, что сделанные научные выводы,
понятия, заключения, утверждения общеобязательны и бесспорны. «Научные,
логически правильно сделанные действия, имеют такую силу только потому, что
наука имеет свое определенное строение и что в ней существует область фактов и
обобщений, научных, эмпирически установленных фактов и эмпирически
полученных обобщений, которые по своей сути не могут быть реально
оспариваемы».26 Интересно, что эта общая обязательность и бесспорность научного
вывода, по мнению учёного, может являться проявлением ноосферы в
мыслительном процессе.
Возвращаясь к реалиям своего времени, Владимир Иванович пишет, что
интересы научного знания должны быть выше интересов государственной
24

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
25
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
26
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/

9

политики, но, вероятнее всего, это станет понятным и закономерным только после
окончания превращения биосферы в ноосферу.
Помимо свободы научных изыскания, вторым важным условием создания
ноосферы является появившаяся с развитием науки в XX веке возможность
опираться на новые области математики и эмпирических обобщений.
Третья основа науки прошлого столетия и условие развития ноосферы, по
мнению Вернадского, это создание и совершенствование удобного и небывалого
ранее научного аппарата человечества. «Научный аппарат, т.е. непрерывно идущая
систематизация и методологическая обработка, и согласно ей описание возможно
точное и полное всех явлений и естественных тел реальности, является в
действительности основной частью научного знания. Без научного аппарата,
даже если бы существовали математика и логика, нет науки».27 Стоит пояснить, что
под научным аппаратом Вернадский подразумевает совокупность научных фактов в
их системе, классификации и следующие из них научные выводы.
Единство и взаимопроникновение математических и логических наук во всём
их объёме с научным аппаратом не только отличается XX век от предшествующих
эпох, но и является условием создания ноосферы. «Живой, динамический процесс
бытия науки, связывающий прошлое с настоящим, стихийно отражается в среде
жизни человечества, является все растущей геологической силой, превращающей
биосферу в ноосферу. Это природный процесс, независимый от исторических
случайностей».28
Своё время Вернадский называет временем, в котором геологически
переживается выделение в биосфере царства разума, которое и меняет её,
преобразуя в ноосферу.
По мнению учёного, создание ноосферы непрерывно и прочно идёт на
протяжении последних пяти – семи тысяч лет, постепенно увеличиваясь в темпах.
«В основном без движения назад, но с остановками, все уменьшающимися в
длительности — идет рост культурной биогеохимической энергии человечества.
Растет сознание, что этому росту нет непреодолимых пределов, что это стихийное
геологическое явление».29 Культурная биогеохимическая энергия человечества в
свою очередь напрямую связана с психической деятельностью организмов,
развитием и изменением работы человеческого мозга.
Указывается и ещё один важный период в истории Земли и человечества – пять
столетий с XV по XX века, в течение которых с наибольшей скоростью усиливалось
27

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
28
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
29
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/

10

влияние человека на окружающий его мир. Эти пять столетий стали временем
охвата единой культурой всей планеты благодаря открытию книгопечатанья,
овладению новыми формами энергии паром, электричеством, радиоактивностью,
овладение всеми химическими элементами и их использование для потребностей
человека, созданию телеграфа и радио. «Вопрос о плановой, единообразной
деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств,
связанный с созданием единства и равенства всех людей, единства ноосферы, стал
на очередь дня».30
В этой работе Вернадский так и не даёт чёткого ответа на вопрос о том, как
достичь этого единства и равенства. Зато становится понятным, почему эта книга
была опубликована лишь в 1977 году – её последние страницы посвящены критике
философии материалистического диалектизма в целом и применению их в жизнь
Марксом и Лениным в частности.
Благодаря этой работе читателю становятся понятны предпосылки появления и
развития ноосферы – «среды проявления разума»31. Обратимся к последней
прижизненной публикации Владимира Ивановича Вернадского – к статье
«Несколько слов о биосфере», впервые вышедшей в журнале «Успехи современной
биологии» (1944 год, № 18, вып. 2).32 Преимущественно, эта статья посвящено тому,
что Земле и человечеству приходится входить в последнее из эволюционных
состояний биосферы – ноосферу – в тяжелейшей обстановки мировой войны. Важно
отметить, что Вернадский не говорит о том, плохо это или хорошо, он только
утверждает, что это трудно.
«Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые
человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен
перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать
коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются
все более и более широкие творческие возможности»33, — тем не менее утверждает
Вернадский.
Несколько романтизированное представление великого учёного о ноосфере, как
о сфере разума, в которой человек станет гармоничным звеном биосферы, единым с
ней, а сила всеобщего социального разума будет служить пользе, так и не нашло
отражение в реальной жизни. Современность в большей степени можно назвать
технократией, чем царством разума над единым пространством. Но стоит отметить,
30

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
31
Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. Источник:
http://www.twirpx.com/file/255760/
32
В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, «Наука», 1991.
Источник: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html
33
В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин, Москва, «Наука», 1991.
Источник: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html

11

что Вернадский никогда и не называл свою гипотезу ноосферы учением или
теорией34. Тем не менее, предположение Владимира Ивановича Вернадского о
возможности существования мыслящей оболочки Земли настолько интересно и
оригинально, что сбросить его со счетов истории не представляется возможным.

34

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера/ Предисловие Р.К Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. С. 10.

12

Критика гипотезы ноосферы Вернадского
Теории, законы и открытия великих учёных всегда становятся предметами
споров и обсуждений, как среди современников, так и среди потомков. Гипотеза
ноосферы Вернадского, спорная и не окончательно доказанная изначально,
разумеется, не стала исключением. Найти и рассказать миру о найденных вновь
опровержениях гипотезы ноосферы некоторые учёные до сих пор считают своим
долгом.
Один из таких учёных – доктор естественных наук Георгий Семёнович Левит.
В своей статье «Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского» он не только
даёт аргументированное опровержение гипотезе своего предшественника, но и
поясняет её.
Левит точно подмечает, что Вернадский, заимствовав у Леруа термин
«ноосфера», наполнил его несколько другим смыслом. Владимир Иванович понимал
ноосферу не как духовную эволюцию, а как завершающую стадию эволюции
биологической, которая, по его мнению, ещё не была закончена. «Идея Вернадского
заключалась в другом. Биосфера, которая эволюционирует в сторону
самостабилизации и усиления биогенной миграции атомов, проходит в своем
развитии через несколько стадий. Завершающую стадию этой эволюции он назвал
ноосферой, которая характеризуется тем, что инструментом стабилизации и
усиления биогенной миграции вещества служит разум человека, а точнее —
научный разум».35
«Взрыв научного творчества» и главенство научной мысли по Вернадскому
тоже закономерные этапы эволюции. «На волне этого взрыва человечество
превращается для биосферы в направляющую силу. Роль регулятора глобальных
процессов накладывает на него ряд социальных обязательств, таких как
демократизация общественной жизни, устранение голода, войн и нищеты. Таким
образом, биосфера посредством науки преобразует себя на всех уровнях — от
геохимического до социального».36
Последовательно критикуя гипотезу ноосферы, Левит сначала выделяет три
основных положения, выделенные Вернадским: 1) наука – функция биосферы и
потому является явлением космическим, 2) преобразуемая наукой биосфера
превращается в ноосферу, 3) создание ноосферы закономерно.
Первый тезис Левит считает недоказуемым принципиально, так как это
обобщение Вернадского не может быть доказано эмпирически. Со вторым
35

Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского./Природа, 2000. — №5. Источник:
http://www.ecoethics.ru/old/m3.06/x1.html
36
Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского./Природа, 2000. — №5. Источник:
http://www.ecoethics.ru/old/m3.06/x1.html

13

положением учёный согласен наполовину: создание искусственных экосистем,
безусловно, по силам человеку. «Однако убеждение в том, что процесс наступления
искусственных экосистем на естественные неизбежно приведет к «триумфу разума и
гуманизма», несет на себе черты утопизма».37 Третье положение в гипотезе
ноосферы Вернадского потенциально доказуемо, потому что теоретически, вполне
возможно описать законы, по которым наступление ноосферы неизбежно. Тем не
менее, утверждения Вернадского по этому поводу Левит называет дискусионными,
каждое звено в цепочки которых уязвимо.
Левит, представитель уже XXI века, не согласен и с мнением Вернадского об
исключительно положительно, созидательной роли науки и научной мысли. «Но
даже если мы примем точку зрения Вернадского и согласимся с тем, что, как
показано в предыдущем разделе, наука — это неизбежно возникающее биосферное
явление, и согласимся с тем, что претензии науки на роль универсального
объединителя обоснованны, и примем жесткий социальный детерминизм
Вернадского, — даже и в этом случае его аргументы не будут выглядеть
убедительно. Неизбежный, естественный характер возникновения научной мысли не
гарантирует ее от того, что начиная с определенного момента времени она не начнет
играть деструктивную роль в биосфере».38
Георгий Семёнович Левит делает вывод, что все, приводимые Вернадским в
пользу необратимости становления ноосферы аргументы неубедительны, а
претензии науки на обладание вечными истинами – необоснованны.
Гипотезу ноосферы Владимира Ивановича Вернадского критикует и
российский учёный-геоморфолог Александр Васильевич Поздняков. В своей статье
«Добрыми намерениями мостится дорога в ад» он не только разбирает вопросы
устойчивого развития социально-экономической среды, но и пытается ответить на
вопрос, является ли учение о ноосфере утопией, или это действительно научная
теория.
По его словам, российская научная общественность, так или иначе
связывающая свою деятельность с проблемами экологии и развития цивилизации,
уделяет достаточно много внимания ноосферогенезу, который рассматривается как
учение. «В научной среде России «ноосферогенез» рассматривается как учение.
Однако если под учением понимать теорию достижения цели, единственно
необходимую последовательность практических действий, то это, скорее, не учение,
а недостаточно обоснованные утопические положения о всемогуществе Человека. В

37

Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского./Природа, 2000. — №5. Источник:
http://www.ecoethics.ru/old/m3.06/x1.html
38
Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского./Природа, 2000. — №5. Источник:
http://www.ecoethics.ru/old/m3.06/x1.html

14

основе этого «учения» — обыкновенное человеческое тщеславие, выливающееся в
эго- и антропоцентризм ».39
Вернадский и его последователи, в частности академик Никита Николаевич
Моисеев, приводят в качестве одного из выводов мнение, что переход биосферы в
ноосферу будет завершён, когда человек сможет настолько разумно распоряжаться
своим могуществом, что сможет обеспечить нормальные условия для развития как
природы, так и общества. «Если опираться на данные суждения, то следует вывод,
что у цивилизации нет пределов развития и совершенства»40,- делает вывод
Поздняков. Далее опровержение гипотезы ноосферы строится легко и просто на
том, что нет на Земле ни организма, ни системы, который мог бы расти и
развиваться беспредельно. В итоге любую систему ждёт гибель, и биосфера не
может быть исключением, тем более, если человечество не одумается и в
ближайшее же время не перейдёт к проникающему во все сферы жизни пантеизму.
О несостоятельности учения о ноосфере говорит и Вадим Иванович Назаров,
доктор биологических наук, в резкой по тону статье «Пусть сторонники ноосферы
мне возразят!» Противник идеи существования ноосферы говорит начинает
выстраивать свои доводы с того, что взгляды Вернадского о ноосфере долго не
пользовались признанием не только за границей, но и в России – их не приняли и не
разделили даже близкие друзья и ученики учёного – А. Ферсман, К. Ненадкевич, А.
Виноградов. В своей статье опубликованной в 2003 году, Назаров пишет о том, что
настал бум идеи ноосферы, являющийся плодом некритического восприятия всего,
что связано с именем Вернадского. Этот бум, по мнению автора, начался в 1970-ые
и продолжается на момент написания статьи. «Зато если уж что в России, хоть и с
запозданием, придётся по вкусу, то в славословии удержу не знают. А после того
как обнаружилось, что в понятии устойчивого развития, принятом на всемирной
конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, ряд положений напомнил мысли
Вернадского о ноосфере, в «Концепции перехода Российской Федерации к
устойчивому развитию» (1996) прямо записали, что «движение человечества к
устойчивому развитию в конечном счёте приведёт к формированию предсказанной
В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы)…». Тем самым за идеей ноосферы
закрепился государственный статус».41
Назаров отмечает, что глобальные экологические проблемы при жизни
Вернадского только начинались, и не так давно разрослись до масштабов
39

Поздняков А.В. Добрыми намерениями мостится дорога в ад // Проблемы устойчивого развития: иллюзии,
реальность, прогноз: Материалы 6-го Всерос. постоянно действующего науч. семин. (Томск, 13-15 ноября 2002
г.). – Томск: Томский гос. ун-т, 2002. Источник: http://www.ihst.ru/~biosphere/03-3/Pozd.htm
40
Поздняков А.В. Добрыми намерениями мостится дорога в ад // Проблемы устойчивого развития: иллюзии,
реальность, прогноз: Материалы 6-го Всерос. постоянно действующего науч. семин. (Томск, 13-15 ноября 2002
г.). – Томск: Томский гос. ун-т, 2002. Источник: http://www.ihst.ru/~biosphere/03-3/Pozd.htm
41
Назаров В.И. И пусть сторонники ноосферы мне возразят//Знание – сила №12 за 2003. Источник:
http://www.vvvasilyev.ru/Kulturol/Vernadski/Nazarov_StoronnikamNoosfery.htm

15

планетарного экологичекого кризиса. Причина этого – расширение техносферы,
которую автор статьи отождествляет с ноосферой, за счёт биосферы. «Предвижу,
что многие последователи Вернадского решительно возразят против
отождествления техносферы с ноосферой. Конечно, в ноосфере доминирует
духовная составляющая — разум и наука, но техносфера есть их материальный
продукт, а он-то и губит биосферу».42
Наверное, самым аргументированным доказательством невозможности
существования ноосферы является сопоставление скорости эволюции биосферы,
которая действительно, по мнению учёных, ещё не закончена, и эволюции
социальной. «Скорость социальной эволюции вместе со всеми её деструктивными
воздействиями на биосферу на 3 — 5 порядков выше скорости биологической
эволюции, и это исключает возможность какой-либо адаптации биосферы к
техногенным изменениям. Мы наблюдаем стремительные изменения биосферы, но,
к сожалению, это изменения не приспособительные, а деградационные. Отсюда
следует, что адаптация в системе «природа — общество» может осуществляться
только в одностороннем порядке: человечество должно приспособиться к законам
биосферы и неукоснительно их соблюдать».43 Из этого следует ещё один вывод –
необходимо отказаться от вредной идеи господства над природой/биосферой как
можно скорее, иначе это приведёт к гибели самого человека, что не станет большой
потерей для Земли, ё флоры и фауны. Единственное, что объединяет биосферу и
социум – это законы экологии, которые обязательны для каждого живого существа,
в том числе и для человека.
По мнению Вадима Назарова, необходимо оградить ноосферные идеи от
ложных посылок, противоречащих законам экологии и биосферы. «Такая
коадаптационная стратегия в отношении биосферы может и должна включать
сокращение населения Земли, ограничение материального потребления в рамках
утверждения примата духовных ценностей, становление нового биосферного
образования и т. п. Проведение в жизнь этой стратегии вовсе не ущемит прав
человека и его индивидуальных свобод, ибо она будет направлена на обеспечение
его высшего права на жизнь и улучшение её качества. В этом случае «эпоху
ноосферы» можно только приветствовать хотя бы и как несбыточную, но манящую
цель, внушающую надежду на более длительное выживание человечества».44 Тем не
менее, учёный считает, что до того как идея ноосферы станет обоснованной научной

42

Назаров В.И. И пусть сторонники ноосферы мне возразят//Знание – сила №12 за 2003. Источник:
http://www.vvvasilyev.ru/Kulturol/Vernadski/Nazarov_StoronnikamNoosfery.htm
43
Назаров В.И. И пусть сторонники ноосферы мне возразят//Знание – сила №12 за 2003. Источник:
http://www.vvvasilyev.ru/Kulturol/Vernadski/Nazarov_StoronnikamNoosfery.htm
44
Назаров В.И. И пусть сторонники ноосферы мне возразят//Знание – сила №12 за 2003. Источник:
http://www.vvvasilyev.ru/Kulturol/Vernadski/Nazarov_StoronnikamNoosfery.htm

16

концепцией, её ещё необходимо подвергнуть скурпулёзной разработке в рамках
общественных наук и этики.
Наверное, именно состояние окружающей среды и экологические проблемы,
которые Вернадский в начале прошлого столетия не предвидел, становятся самыми
сильными аргументами против существования, и даже вероятности создания
ноосферы. Лидия Васильевна Фесенкова, старший научный сотрудник Института
философии РАН и автор десятков научных публикаций, в своей статье «Учение о
ноосфере в современной экологической ситуации» приводит следующую череду
разочаровывающих сторонников гипотезы Вернадского аргументов. «Как же идеи
ноосферы соотносятся с действительной экологической ситуацией? Ученые
фиксируют нарастающую деградацию окружающей среды: истощение озонового
слоя, изменение климата, потерю биоразнообразия, активизацию процессов
опустынивания и обезлесения. Грозные признаки надвигающейся катастрофы
становятся все более очевидными. Где же вожделенная гармония человека и
природы? Существуют ли хотя бы признаки ее возникновения? Нет, признаков
возникновения ноосферы не наблюдается. Вектор развития цивилизации (ее
промышленности, культуры, бизнеса и образования) имеет направление отнюдь не
на гармонизацию отношений человека и природы, не на остановку кризисных
явлений, сотрясающих планету, а, напротив, на их всемерное развитие. Активная
деятельность по использованию природы для сиюминутных нужд техногенной
цивилизации, а фактически по дальнейшему ее истреблению не уменьшается.
Призывы беречь природный мир остаются лишь на бумаге. Научные разработки,
доказывающие губительность революционного самоуправства по отношению к
природе, не принимаются во внимание руководством большинства стран мира.
Реальность свидетельствует о том, что идея создания ноосферы, в которой
«диалектически» сочетаются интересы природы и человека, оказалась
несостоятельной».45
Безусловно, критика учения о ноосфере Вернадского аргументирована и
взвешена, она и имеет возможность использовать факты и примеры, неизвестные и
невозможные в первой половине прошлого века. Если опираться на материалы
приводимых выше статей и реальную обстановку в мире, особенно экологическую,
становится очевидно, что учение Вернадского о ноосфере действительно утопично и
несостоятельно.
Но помимо научной составляющий стоит выделить и культурологический
аспект этой гипотезы, которая была воспринята и многократно переосмыслена.
45

Фесенкова Л. Учение о ноосфере в современной экологической ситуации/Высшее образование в России.
Научно-педагогический журнал министерства образования и науки Российской Федерации. №1, 2008 год. С.
146.

17

Поэтому, если и рассматривать в этой работе учение о ноосфере и его критику, то
невозможно не обратиться к тому, какое отражение получила эта гипотеза
Вернадского в массовой культуре и какое звучание за пределами научной среды она
имеет сегодня.

18

Переосмысление гипотезы ноосферы в
современной массовой культуре
В современной массовой культуре гипотеза ноосферы Вернадского
относительно востребована у писателей-фантастов и у создателей компьютерных
игр. Действительно, возможность существования сферы разума, окружающей
Землю, даёт множество возможностей для переосмысления и различных трактовок
ей функций, значимости, самой системы действия, что является плодотворной
почвой для фантастов.
В первую очередь стоит вспомнить о серии компьютерных игр «Сталкер», в
игровую вселенную которой переосмысленное понятие «ноосфера» активно
используется и, более того, служит одной из сюжетообразующих составляющих. По
сценарию игры после научных экспериментов на месте Чернобыльской АЭС
(Чернобыльской зоны отчуждения) возникла так называемая Зона – населённая
монстрами территория и являющаяся основным местом действия в игре.
Появившаяся в итоге экспериментов ноосфера начала осознавать себя как
мыслящую личность и научилась затрагивать человеческое сознание. «Родилось
сознание ноосферы и её логика находится за пределами человеческого понимания
— это супер-интеллект, однако в то же время она напоминает новорожденного
ребёнка».46 По замыслу создателей игры (компании GSC Game World), если
устранить, например, все негативные эмоции из ноосферы, они станут недоступны и
людям. Посему была создана команда «О-Сознание», цель работы которой –
влияние на ноосферу. Учёные из этой команды попытались, по сценарию игры,
штурмовать ноосферу, что и привело к незамедлительной Второй катастрофе в 2006
году, после попыток на глобальном уровне воздествовать на ноосферу посредском
некоего пси-излучения. «Вторая катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла в
2006 году. 12 апреля в 14:33 эксперимент вышел из-под контроля. Произошёл так
называемый «пробой», аномальная энергия ноосферы хлынула на поверхность
планеты. Из-за этого определённая область на Земле перенесла изменение
физических законов, топографии, появились странные явления, необъяснимые
современной наукой. Впоследствии территория стала известна как Зона».47
Истинное понимание того, что есть ноосфера в мире «Сталкера», каковы
настоящие цели команды «О-Сознание» и методы их работы не раскрываются
создателями. Разобраться в этом запутанном мире Зоны и информационной
46

Энциклопедия S.T.A.L.K.E.R. и Oblivion Lost. Источник: http://stalkerwiki.ru/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0
47
Энциклопедия S.T.A.L.K.E.R. и Oblivion Lost. Источник: http://stalker-wiki.ru/wiki/%D0%9E%D0%A1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5

19

оболочки этого мира, трансформировавшегося во время вымышленной Второй
катастрофы, могут только истинные поклонники этой игры.
Об отражении гипотезы ноосферы в каком-то масштабном и значимом
литературном произведении говорить сложно. Тем не менее, писатели-фантасты
прибегают к использованию интересной мысли Вернадского о существовании
разумной сферы Земли в своих произведениях. Одним из ярчайших примеров
обращения к гипотезе ноосферы и её переосмысления является рассказ Альберта
Шатрова «Есть контакт!»
Это небольшое литературное произведение о том, как землянам удалось
вступить в контакт с разумной цивилизацией, живущей на одной из планет в
созвездии Близнецов. Двум столь далеко отстоящим мирам удалось найти друг
друга благодаря неизвестному ранее умению ноосферы Земли контактировать с
ноосферами других планет. «Мол, разумные оболочки обитаемых планет, как
сложные для простого человеческого и гуманоидного понимания системы,
каким-то образом между собой контактируют, что и выражается в феномене
контактантов. А если учесть, что причисляющих себя к таковым предостаточно, то
получается, что всякая ноосфера имеет контакт и с таковым же количеством иных
цивилизаций, что, конечно, не могло не радовать».48 По мысли фантаста, ноосферы
использовали в качестве трансляторов-контактёров случайных людей – по одному
на Земле и на планете гуманоидов – Терре. Прислушавшись к контактёру на своей
планете, инопланетяне смогли не только получить данные о Земле, но и добраться
до неё, благодаря своим высокоразвитым технологиям.
Таким образом, по писать-фантаст Альберт Шатров переосмысляя гипотезу
ноосферы присваивает ей новые свойства – способность транслировать себя через
человека и контактировать с ноосферами других планет, на которых есть разумная
жизнь.
Интересен и подход писателя Дмитрия Глуховского, автора романа «Метро
2033», который лёг в основу компьютерных игр. Он тоже придал новое звучание
гипотезе ноосферы, переосмыслив её по-своему: именно в ноосфере находился ад и
рай, в которые попадали души живых существ после смерти. По роману, после
глобальной катастрофы, которая привела к разрушению информационной оболочки
Земли, души умерших остались запертыми в тоннелях московского метрополитена.
В некоторых фантастических произведениях, в которых так или иначе
отображена гипотеза о существовании и развитии разумной оболочки Земли, эта
оболочка не названа напрямую ноосферой. Например, можно говорить о том, что
идея Вернадского о сфере разума и фантастический мир планеты Пандоры,
созданный в известном фильме Джеймса Кэмерона «Аватар» во многом сходны –
48

Шатров А. Есть контакт! Источник: http://books.rusf.ru/unzip/add-2003/xussr_ty/shatra10.htm?1/2

20

главенство информации над всем тесно связанным между собой живым на планете.
На Пандоре научная мысль не управляет всем, напротив, уклад жизни коренного
населения больше приближен к укладу традиционного общества. Тем не менее,
ноосфера в понимании Вернадского и существования хранилища информации –
огромного священного дерева Эйвы и влияние его разума на живых существ
фильме Кэмерона – имеют много общего.
Примеров того, как в фантастических произведениях гипотеза ноосферы
находит своё отражение, более чем достаточно. Где-то они выражены явно,
посредством прямых отсылок, где-то полунамёками, в иных и вовсе содержатся
сходные идеи. Но если авторы этих произведений не задумывались об учении
Вернадского при создании своих произведений, в которых так или иначе проявляет
себя версия существования разумной оболочки Земли, то сторонники этой гипотезы
вполне могут использовать это как доказательство её существования.

21

Заключение
Владимир Иванович Вернадский без преувеличения является одним из самых
выдающихся российских учёных XX столетия. Автор учения о биосфере, создатель
науки биогеохимии внёс свой вклад в геологию, почвоведение, кристаллографию,
минералогию, геохимию, радиогеологию, биологию, палеонтологию, метеоритику,
философию и историю. Его гипотеза ноосферы, как становится очевидно в наши
дни, несостоятельна. Она разбивается под тяжестью множества аргументов, которые
стало возможно привести и собрать воедино благодаря высокому уровня развития
современных естественных наук. Тем не менее, именно гипотеза ноосферы оказала
влияние на появление и развитие концепции устойчивого развития, принятой в 1992
году49 и определяющей повестку дня на XXI век.
О гипотезе ноосферы без лишнего пафоса можно сказать, что это одна из
наиболее сильных по своему воздействию идей прошлого века. Сама мысль об
одновременном единстве человека с природой и его доминирования в ней, мысль о
возможности появления сферы разума, которая позволит менять мир вокруг одной
силой мысли кажется незаурядной и вдохновляющей. Даже несмотря на то, что
неполно была выражена ещё в античной философии стоиков, а сегодня вошла в
массовую культуру.
Учение о ноосфере – одна из последних светлых утопий, созданная гениальным
гуманистом Владимиром Ивановичем Вернадским. В эту гипотезу хочется верить,
потому что окончательный переход биосферы в ноосферу – это торжество разума,
мысли и всех созидающих сил. Торжество, свидетелей у которого не будет, потому
что ему так и не суждено состояться. Остаётся лишь переосмысленное, дополненное
допущение существования ноосферы, ставшее элементом фантастики и мира
компьютерных игр.

49

Веб-сайт ООН. Источник: http://www.un.org/ru/ga/president/65/issues/sustdev.shtml

22

Список литературы
1. Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. Москва, «Знание», 1979.
Серия «Творцы науки и техники». – 228 с.
2. В.И. Вернадский, Научная мысль как планетное явление, Отв. ред. А.Л. Яншин,
Москва, «Наука», 1991. Источник: http://vernadsky.lib.ru/e-texts/archive/noos.html
3. Веб-сайт ООН. Источник:
http://www.un.org/ru/ga/president/65/issues/sustdev.shtml
4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера/ Предисловие Р.К Баландина. – М.:
Айрис-пресс, 2004. – 579 с.
5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991.
Источник: http://www.twirpx.com/file/255760/
6. Гумилевский Л. И. В.И. Вернадский. Москва, Молодая гвардия, 3-е изд., 1988.
Серия биографий «ЖЗЛ». — 198 с.
7. Левит Г.С. Критический взгляд на ноосферу В.И. Вернадского./Природа, 2000.
— №5. Источник: http://www.ecoethics.ru/old/m3.06/x1.html
8. Назаров В.И. И пусть сторонники ноосферы мне возразят//Знание – сила №12
за 2003. Источник:
http://www.vvvasilyev.ru/Kulturol/Vernadski/Nazarov_StoronnikamNoosfery.htm
9. Поздняков А.В. Добрыми намерениями мостится дорога в ад // Проблемы
устойчивого развития: иллюзии, реальность, прогноз: Материалы 6-го Всерос.
постоянно действующего науч. семин. (Томск, 13-15 ноября 2002 г.). – Томск:
Томский гос. ун-т, 2002. Источник: http://www.ihst.ru/~biosphere/03-3/Pozd.htm
10. Понятие ноосферы, его специфика, отличие ноосферы от биосферы. Источник:
http://bukvi.ru/pravo/ekologia/ponyatie-noosfery-ego-specifika-otlichie-noosfery-otbiosfery.html
11. Фесенкова Л. Учение о ноосфере в современной экологической
ситуации/Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал
министерства образования и науки Российской Федерации. №1, 2008 год. С.
142 – 158.
12. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл.
редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/
13. Шатров А. Есть контакт! Источник: http://books.rusf.ru/unzip/add2003/xussr_ty/shatra10.htm?1/2
14. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А Ефрона. – С.Пб.: БрокгаузЕфрон. 1890 – 1907. Источник:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/97471/
15. Энциклопедия S.T.A.L.K.E.R. и Oblivion Lost. Источник: http://stalkerwiki.ru/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%
D0%B0

23

https://ukraina.ru/20230312/1044234264.html

Ноосфера: главная идея Вернадского

Ноосфера: главная идея Вернадского — 12.03.2023 Украина.ру

Ноосфера: главная идея Вернадского

Имя Владимира Ивановича Вернадского, родившегося ровно 160 лет назад – 12 марта 1863 года, у средневзвешенного читателя вызывает ассоциации не с наукой… Украина.ру, 12.03.2023

2023-03-12T08:00

2023-03-12T08:00

2023-03-12T08:00

история

история

вернадский

наука

украина

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/03/0a/1044253657_0:315:2048:1467_1920x0_80_0_0_02967e85e6ad920e80ad9546a081b750.jpg

Имя Владимира Ивановича Вернадского, родившегося ровно 160 лет назад – 12 марта 1863 года, у средневзвешенного читателя вызывает ассоциации не с наукой биогеохимией, создателем которой он является, а с русским космизмом и идеей ноосферы. Даже его заслуги в реализации советского уранового проекта несколько подзабылись, хотя он был создателем Радиевого института.Для, начала, немного о его связях с Украиной. Владимир Иванович родился в Петербурге и своего скептического отношения к украинской государственности не скрывал. Главой созданной гетманом Павлом Скоропадским академии наук стал случайно – у него даже украинского гражданства не было. При этом, как следует из фамилии, он был именно украинцем, происходившим из казацкого рода. Его предки отслеживаются со времён Богдана Хмельницкого.Теперь о «ноосфере». Внезапно, автором термина является вовсе не Вернадский, а французский математик Эдуард Леруа. Правда, на авторство термина российский учёный и не претендовал, хотя вполне может считаться соавтором. Так же, как и французский философ Пьер Тейяр де Шарден. Вернадский описал своё представление о ноосфере в книге «Научная мысль как планетное явление», написанной в 1944 году, но изданной только в 1972-м.Чтобы понять, что такое ноосфера нужно вспомнить для начала, что в 1920-х годах именно Владимир Вернадский предложил термин «биосфера», как одну из географических оболочек Земли.Вообще термин «географическая оболочка» было введено в оборот в 1910 года метеорологом Петром Броуновым и развито в 1932 году Андреем Григорьевым. Географические оболочки мы изучали в школе. Это литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера.Если три первых сферы в общем-то понятны, поскольку взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, то четвёртая требовала определенного напряжения мысли – ведь воспринять всю сумму живых существ в качестве элемента «конструкции» планеты не так-то просто.До Вернадского, даже зная о фотосинтезе, учёные не задумывались о биогенном характере атмосферного кислорода. Именно Вернадский выдвинул гипотезу о том, что нынешняя атмосфера – продукт деятельности биосферы. Сейчас это общепризнанная теория – именно живые организма переработали изначально восстановительную атмосферу (в архее атмосфера состояла на 90% из углекислого газа и 10% из азота, была гораздо плотнее, а температура на поверхности планеты составляла около +80 Со) в окислительную, связав излишки атмосферного углерода в стволах растений каменноугольного периода.Идея ноосферы непосредственно проистекает из идеи биосферы – раз на определённом этапе живое существо получает разум, то разум этот не может не оказать влияние на состояние Земли.В отличие от теорий Леруа и де Шардена, которые видели в ноосфере процесс объединения человечества с Богом, гипотеза Вернадского чисто материалистическая.Вернадский рассматривает ноосферу, одновременно, и как процесс, и как результат.С точки зрения процесса ноосфера это антропосфера или техносфера – механизм влияния на облик планеты человеческого разума.Сейчас ни у кого не вызывает сомнений то, что человечество своей деятельностью оказывает огромное влияние на облик планеты. Правда, как правило это влияние обычно объявляется негативным и даже катастрофически негативным. И то, и другое не всегда верно просто из-за непонимания огромной мощи космических сил, по сравнению с которыми энергетический потенциал человечества ничтожен.С точки зрения результата это «сфера разума» – новая форма существования человеческой цивилизации. Не некий эгрегор, из которого можно, при соответствующей ловкости третьего глаза, доставать какую-то информацию, а сфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.Вернадский выдвинул 12 условий существования ноосферы:1. Заселение человеком всей планеты.2. Совершенствование средств связи.3. Усиление связей, в том числе политических, между государствами.4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.5. Расширение границ биосферы и выход в Космос.6. Открытие новых источников энергии.7. Равенство людей всех рас и религий.8. Широкая демократия.9. Свобода научной мысли.10. Повышение благосостояния людей.11. Разумное преобразование первичной природы Земли.12. Исключение войн.Как видим, эта идея не собственно научная, а общефилософская.Она материалистическая в том смысле, что обходится без каких-либо трансцендентных сущностей, но при этом идеалистическая – за всё хорошее против всего плохого.Ну и очень похожа на коммунизм, понятый не экономистом, а философом-гуманистом. Сциентистская утопия. Собственно, именно мир так понятой ноосферы описан в произведениях Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Ефремов даже ссылается на Вернадского в романе «Лезвие бритвы».С точки зрения советской идеологии идея ноосферы была какой-то не вполне благонадёжной. С одной стороны, идеал был вполне себе годный, по крайней мере – понятный интеллигенции. С другой стороны, в этом идеале недоставало важных элементов марксистско-ленинского понимания будущего – классового самосознания, революции, жёстких методов дисциплины и т.п. Так что запрещать её не запрещали, но и серьёзно не относились.В современной науке концепция ноосферы понимается как попытка синтеза естественных и общественных наук, причём попытка не слишком удачная именно в силу недостижимости предполагаемого результата. О ней даже говорят, как о современной гражданской религии, что, конечно, преувеличение.

https://ukraina.ru/20191119/1025712466.html

https://ukraina.ru/20181127/1021893165.html

https://ukraina.ru/20190809/1024578673.html

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2023

Василий Стоякин

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg

Василий Стоякин

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e7/03/0a/1044253657_0:123:2048:1659_1920x0_80_0_0_d099c6ba84ee9ce5e5f91422c91ead8d.jpg

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Василий Стоякин

https://cdnn1.ukraina.ru/img/07e6/09/0f/1038770508_413:51:865:503_100x100_80_0_0_90740e6cab3464d730d19c2e25400337.jpg

история, вернадский, наука, украина

История, История, Вернадский, Наука, Украина

Имя Владимира Ивановича Вернадского, родившегося ровно 160 лет назад – 12 марта 1863 года, у средневзвешенного читателя вызывает ассоциации не с наукой биогеохимией, создателем которой он является, а с русским космизмом и идеей ноосферы. Даже его заслуги в реализации советского уранового проекта несколько подзабылись, хотя он был создателем Радиевого института.

Для, начала, немного о его связях с Украиной. Владимир Иванович родился в Петербурге и своего скептического отношения к украинской государственности не скрывал. Главой созданной гетманом Павлом Скоропадским академии наук стал случайно – у него даже украинского гражданства не было. При этом, как следует из фамилии, он был именно украинцем, происходившим из казацкого рода. Его предки отслеживаются со времён Богдана Хмельницкого.

Теперь о «ноосфере». Внезапно, автором термина является вовсе не Вернадский, а французский математик Эдуард Леруа. Правда, на авторство термина российский учёный и не претендовал, хотя вполне может считаться соавтором. Так же, как и французский философ Пьер Тейяр де Шарден. Вернадский описал своё представление о ноосфере в книге «Научная мысль как планетное явление», написанной в 1944 году, но изданной только в 1972-м.

Чтобы понять, что такое ноосфера нужно вспомнить для начала, что в 1920-х годах именно Владимир Вернадский предложил термин «биосфера», как одну из географических оболочек Земли.

Вообще термин «географическая оболочка» было введено в оборот в 1910 года метеорологом Петром Броуновым и развито в 1932 году Андреем Григорьевым. Географические оболочки мы изучали в школе. Это литосфера, гидросфера, атмосфера и биосфера.

Если три первых сферы в общем-то понятны, поскольку взаимопроникают и взаимодополняют друг друга, то четвёртая требовала определенного напряжения мысли – ведь воспринять всю сумму живых существ в качестве элемента «конструкции» планеты не так-то просто.

До Вернадского, даже зная о фотосинтезе, учёные не задумывались о биогенном характере атмосферного кислорода. Именно Вернадский выдвинул гипотезу о том, что нынешняя атмосфера – продукт деятельности биосферы. Сейчас это общепризнанная теория – именно живые организма переработали изначально восстановительную атмосферу (в архее атмосфера состояла на 90% из углекислого газа и 10% из азота, была гораздо плотнее, а температура на поверхности планеты составляла около +80 Со) в окислительную, связав излишки атмосферного углерода в стволах растений каменноугольного периода.

Идея ноосферы непосредственно проистекает из идеи биосферы – раз на определённом этапе живое существо получает разум, то разум этот не может не оказать влияние на состояние Земли.

В отличие от теорий Леруа и де Шардена, которые видели в ноосфере процесс объединения человечества с Богом, гипотеза Вернадского чисто материалистическая.

Вернадский рассматривает ноосферу, одновременно, и как процесс, и как результат.

С точки зрения процесса ноосфера это антропосфера или техносфера – механизм влияния на облик планеты человеческого разума.

Сейчас ни у кого не вызывает сомнений то, что человечество своей деятельностью оказывает огромное влияние на облик планеты. Правда, как правило это влияние обычно объявляется негативным и даже катастрофически негативным. И то, и другое не всегда верно просто из-за непонимания огромной мощи космических сил, по сравнению с которыми энергетический потенциал человечества ничтожен.

С точки зрения результата это «сфера разума» – новая форма существования человеческой цивилизации. Не некий эгрегор, из которого можно, при соответствующей ловкости третьего глаза, доставать какую-то информацию, а сфера развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Вернадский выдвинул 12 условий существования ноосферы:

1. Заселение человеком всей планеты.

2. Совершенствование средств связи.

3. Усиление связей, в том числе политических, между государствами.

4. Преобладание геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

5. Расширение границ биосферы и выход в Космос.

6. Открытие новых источников энергии.

7. Равенство людей всех рас и религий.

9. Свобода научной мысли.

10. Повышение благосостояния людей.

11. Разумное преобразование первичной природы Земли.

Как видим, эта идея не собственно научная, а общефилософская.

Она материалистическая в том смысле, что обходится без каких-либо трансцендентных сущностей, но при этом идеалистическая – за всё хорошее против всего плохого.

Ну и очень похожа на коммунизм, понятый не экономистом, а философом-гуманистом. Сциентистская утопия. Собственно, именно мир так понятой ноосферы описан в произведениях Ивана Ефремова и братьев Стругацких. Ефремов даже ссылается на Вернадского в романе «Лезвие бритвы».

С точки зрения советской идеологии идея ноосферы была какой-то не вполне благонадёжной. С одной стороны, идеал был вполне себе годный, по крайней мере – понятный интеллигенции. С другой стороны, в этом идеале недоставало важных элементов марксистско-ленинского понимания будущего – классового самосознания, революции, жёстких методов дисциплины и т.п. Так что запрещать её не запрещали, но и серьёзно не относились.

В современной науке концепция ноосферы понимается как попытка синтеза естественных и общественных наук, причём попытка не слишком удачная именно в силу недостижимости предполагаемого результата. О ней даже говорят, как о современной гражданской религии, что, конечно, преувеличение.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Ноосфера леруа год
  • Номинал сертификатов в леруа мерлен
  • Номера телефонов тюмень леруа мерлен
  • Номера телефонов менеджеров леруа мерлен
  • Номера телефонов магазина леруа мерлен в москве