1923 год. Маленькое кафе в Париже. За столом сидят три господина в темных костюмах. Они о чем-то важном говорят друг с другом. Их лица озарены Светом…….
Имена трех Гениев — Эдуард Леруа, его друг
Пьер Де Шарден, коллега из России В.И.Вернадский. Эти люди совместными идеями откроют мировое понятие «НООСФЕРА»
Впервые Понятие «Ноосфера» было предложено профессором математики Сорбоннского Университета Эдуардом Леруа (1870—1954), который трактовал ее как «мыслящую» оболочку, формирующуюся человеческим сознанием. Он пришёл к этой идее совместно со своим другом — крупнейшим палеонтологом-эволюционистом и философом Пьером Тейяром де Шарденом. Он был священником, и состоял в Ордене Иезуитов, за свое вольнодумство и философские идеи был исключен из ордена. Ему запрещали провозглашать свои мнения, публиковать свои работы.
В 1923 году в Сорбоннском Университете они встретились с В.И. Вернадским, который читал там лекции по геохимии. Идеи русского ученого окончательно убедили Леруа и Шардена, в том, что они открыли новаторское явление о ментальности, о том, что биосфера выше растительного и животного уровня, последовательно продолжается в сфере свободной творческой мысли.
Тейяр де Шарден с философских позиций поддержал теорию особого информационного уровня – Ноосферы. Он был глубоко убеждён, что все нации когда-нибудь сольются во Всеобщий Монолит и через Созидательную Мысль произойдёт соединение человечества, природы и Бога.
В.И. Вернадский называл Ноосферу – сферой разума или способностью понимания и осмысления, без которых невозможны положительные поведенческие реакции. В книге «Геохимия» В.И.Вернадский делает вывод, что разум не только природное явление, но и ещё и космическое начало, существующее вечно. Ноосфера существовала всегда, считал ученый, как высшее ментальное поле планеты.
Вернадский предвидел, что человек Биосферы, рано или поздно приобретёт новое позитивное эмоциональное состояние, при котором разумная деятельность и духовная этика, становятся решающими факторами в развитии цивилизации. Возникнет гармоничная связь законов природы с законами мышления и экономики.
Вот как Вернадский характеризует Ноосферу: «Это сумма коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства. Ставится вопрос о перестройке Биосферы в интересах свободомыслящего человечества, как единого целого. Это новое состояние, к которому мы приближаемся и есть Ноосфера».
Вернадский силой внутреннего зрения и через интуитивный план увидел планету с орбитальной высоты. Из космоса планета выглядела потрясающе красивой – изумрудные океаны и голубая атмосфера с белоснежными башнями облаков. Видения учёного полностью совпали с реальными снимками со спутников планеты. Вернадский пророчески увидел, что Разум Человека способен созидать грандиозные планы по переустройству планеты, с помощью рук человеческих возможно построить Мир на благо цивилизации и удобного местожительства для всех людей без исключения.
Ученый при всей своей гениальности и невероятной работоспособности, смог сделать успешные открытия только после 20 лет академической деятельности. Потребовалась колоссальная мыслительная работа, чтобы перебросить мост на пропастью естествознания и высоким познанием космоса.
В.И.Вернадский интуитивно верил в неизбежность прихода Эры Разума, в связи с неизбежной Эволюцией Биосферы. Ученый верил в этапы развития живой и косной материи – во что-то великое, позитивное и вдохновенное. Он писал: «Мы только начинаем осознавать не преодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы личности, космической свободы разума, царство которого впереди».
Сознательное формирование планетарного мышления можно обнаружить в развитии русского космизма, эта философия берет своё начало в трудах В. С. Соловьева, Н. А. Умова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. Русский космизм сосредоточивается на Идеи Всеобщей Духовной Космической Эволюции человека. В.И.Вернадский считал, что единство Биосферы и человека бесспорный факт, и при исчезновении Биосферы, цивилизация заканчивает свой путь, потеряв свой родной дом.
Научные труды великого исследователя были посвящены будущему мироустройству. И сейчас спустя 70 лет, идеи ученого современны и актуальны, тем более, что человечество отклонилось от благородных путей созидания цветущего Сада Земли.
Владимир Иванович Вернадский дожил до преклонных лет, пережил три революции и две тяжелых войны, он считал, победа научной и позитивной мысли, а значит и Эра Разума начнется сразу после окончания Великой Отечественной войны. Он верил, в чудесное возрождение Мира. Но правители земли игнорировали светлые высокие идеи величайшего мыслителя 20-го века, и его теории были преданы забвению.
Его труды были открыты в архивах только в 1988 году, до этого времени, все научные материалы Вернадского хранились без права к доступу. Ученый не закончил монографию о Ноосфере под названием «Научная мысль, как планетарное явление», ограниченным тиражом этот материал вышел только однажды в 1936 году, сейчас эта монография доступна узким научным кругам в России и за рубежом.
В.И. Вернадский научными проверенными данными доказывал, что Ноосферное Будущее – не утопия, но реальная стратегия выживания человечества. Ноосферу можно охарактеризовать как единство природы и культуры.
Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию НООСФЕРЫ. Точка зрения Вернадского, на перспективы развития цивилизации была идеалистической и духовной, не смотря на то, что ученый все же был материалистом.
По мнению Вернадского, главными принципами Ноосферной Эпохи, будут:
Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится вселенской категорией.
(Процессам создания Ноосферы мешают тайные, деловые, кредитно-денежные и военные системы)
***Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
…………(Все случилось наоборот, государство считает правильным, что материальнофинансовые успехи отдельных лиц – могут не распространяться на всех)
*** Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование рождаемости, продление жизни, победа над болезнями — начинают решаться.
…………(Азиатские страны не смогли регулировать рождаемость, поэтому индусы и китайцы, всего две нации составляют почти половину населения планеты. Европейские нации вымирают)
*** Усиление связей политических, экономических, между всеми странами Земли. Преобразование средств связи между народами.
…………(В настоящее время эти связи очень сложные. Средства связи многократно улучшились. С помощью радио и телевидения мы моментально узнаём о событиях в любой точке земного шара. Средства коммуникации постоянно совершенствуются, через мировую сеть Интернет.
*** Открытие новых источников энергии.
………..(Условие выполнено, но, к сожалению, с трагическими последствиями. Атомная энергия давно освоена и в мирных, и в военных целях. Ядерная сила вошла в качестве средства устрашения противостоящих ядерных держав. Такого ученый Вернадский даже предположить не мог.»)
*** Продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.
………(Образованными люди в развитых становятся без проблем, а вот духовными и гармоничными – нет. В странах Африки, Азии процветает голод и нищета, правители земли не решили эту проблему, и не собираются решать. Проблемы бедности и болезней остались, не смотря на то, что человечество уже 18 лет живет в новом тысячелетии.)
*** Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
…………. (Ученый мечтал, что наука достигнет такого развития, что возможно будет регулировать климат мягкими способами, где засуха – вызывать дожди, где слишком влажно, холодно – добавлять количество солнечных лучей и тепла. Но этого не случилось. Управление погодой стало не средством улучшения жизни, а ее уничтожением).
*** Исключение войн из жизни общества.
……….. (Это условие В.И. Вернадский считал чрезвычайно важным для создания и существования ноосферы.
Вернадский мечтал о том, что человек преобразует природу мягкими гармоничными способами, но объявился хозяин и повелитель природы, и это отрицательно сказалось на результатах развития экосистем. После великой отечественной войны, должен был наступить эволюционный этап в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека была бы основана на добром, разумном понимании, что земля – живое существо космического порядка, и к природе необходимо относиться с дружеским участием и заботой.
Идеи величайших мыслителей 20-го века будут обязательно осуществимы в скором Будущем! Да будет так!
Возникновение учения о ноосфере
Постепенно
и по — разному люди начали наконец
осознавать , что дальнейшее сохранение
устоявшегося хода событий грозит
катастрофой всему человечеству.
Так,
например, представители течения
отечественной мысли , которая известна
под названием » русский космизм «,
привлекали внимание к этой проблеме ,
начиная с середины XIX века. Они искали
возможность выхода из надвигающегося
кризиса . Искали по — разному , исходя из
различных философских концепций. Но
уже тогда они поставили вопрос о
необходимости создания новой морали и
нравственности в современных условиях
, которые были бы основаны на качественно
новых отношениях между человеком и
природой и между людьми. Наиболее ярким
носителем этих взглядов был тогдашний
директор Румянцевского музея Н. Ф.
Федоров.
Основные положения учения о ноосфере э. Леруа и Тайяра де Шардена.
Несколько
иными были исходные позиции натуралистов,
однако они также неизбежно приводят к
необходимости утверждения нового
понятия нравственности. Живя в 20- х годах
XX века в Париже, В.И. Вернадский прочитал
там цикл лекций, в которых изложил свою
концепцию развития биосферы. Но сам
термин «ноосфера » В. И. Вернадскому
не принадлежит.
Впервые
это слово и понятие прозвучало в стенах
известного учебного заведения Парижа
— в Колледже де Франс — на лекциях 1927-1928
учебного года из уст философа и математика
Эдуарда Леруа. При этом соавтором
ноосферной концепции был объявлен его
друг и единомышленника Пьера Тайяра де
Шардена, палеонтолога и философа.
Оба
французы обосновали свою идею, опираясь
на понятие биосферы и живого вещества
в том смысле, как их развил Вернадский
в своих знаменитых лекциях в Сорбонне
в 1922-1923 годах. В книге » Происхождение
человека и эволюция разума» ( 1928),
которая является записью лекционного
курса Вернадского, Леруа прямо отсылает
читателя к биосферных представлений
русского ученого.
По
мнению Леруа и Тайяра де Шардена,
появление человека в ряде восходящих
форм означает, что «эволюция переходит
к применению новых средств чисто
психического порядка «. Действительно,
эволюция в лице человеку создала
принципиально новое орудие для своего
дальнейшего развития, подготовленное
длительным процессом совершенствования
нервной системы. Это особая духовно —
психическая способность, которой до
этого в природе не существовало: разум
рефлективного типа, обладающий
самосознанием, способностью к глубинного
познания самого себя и мира. Это уже »
не простое изменение степени, а изменение
состояния «, которая состоялась как
внутренне закономерное, естественное
явление.
В
более поздней работе » Место человека
в природе» Тайяра де Шарден поставил
вопрос о происхождении и сущности жизни,
а затем и человека в общем космическом
процессе усложнения материи (тенденция
к усложнению химических соединений:
атомы, молекулы, клетки, многоклеточные
и т.д.). Жизнь на Земле — высший и наиболее
выразительный проявление этой
универсальной тенденции. Там, где материя
кажется нам «мертвой», она на самом
деле лишь » жизненным «, в ней
светится потенция стать живой. В этом
смысле жизнь — космическое явление,
поскольку его нить содержится в самых
недрах материи. Явление очеловечивания
( гоминизации ) жизни для Леруа и Тайяра
де Шардена — следующий, такой же большой
скачок в планетарном и космическом
развитии, как и оживотворение ( витализации
) материи. Иначе говоря, появление
человека — дальнейшее качественно новое
развертывание » задач » самой
биосферы, а за ней и космического
процесса. Связана преемственности со
всем эволюционным цепью жизни, человек,
однако, есть в мире таким оригинальным
объектом создатели ноосферы склонны
считать ее не отдельным видом или даже
царством природы, а «новым порядком
реальности», таким же широким и
самостоятельным, как сама жизнь перед
лицом неживой материи. Человек становится
и в отношении природы, и в отношении
биосферы, даже при всей своей физической
погруженности в них, каким-то равнозначным
к ним по » экономии вещей» явлением,
новой » оболочкой » планеты, новой
» сферой». Возникает » выше, чем
животная, биосфера, идущая за ней —
человеческая сфера, сфера рефлексии,
сознательного и свободного изобретения,
короче говоря, мысли: собственно, сфера
разума, или ноосфера ( » НОАС » —
по-гречески означает разум, дух). В ней,
как выразился Тайяра де Шарден, »
завершается биосферного усилия
церебрализации, которое длилось более
шестисот миллионов лет «.
Развивается
трудовая, социальная, творческая
активность человека, она расселяется
по всей планете, совершенствуются
средства общения, способы сохранения
и передачи разнообразной информации —
и человеческая специфичность все более
выражается в этой особой » сфере
разума», новой » оболочке » Земли,
которая как бы накладывается на биосферу,
но не сливается с ней, а все больше меняет
ее. Через наследственное, из поколения
в поколение распространение знаний и
умений, через философский, нравственный
поиск, искусство, науку уже происходит
своего рода коллективная церебрализации,
что увеличивает объем общеземного
мозга. Направление эволюционного
развития один: к все более сложному »
ноосферного мозга «, органа
общечеловеческой сознания. Но не только
единство, которая становится все более
планетарной, и способны к коллективной
творческой мощи включает Тайяра де
Шарден в эволюционные перспективы
ноосферы — в них есть место и для
усовершенствования природы каждой
отдельной личности, развития ресурсов
ее мозга и расширения сознания.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Эксперт по предмету «Философия»
Задать вопрос автору статьи
Определение 1
Ноосфера – это целостная оболочка земли, включающая в себя как географическую среду обитания человека, так и биосферу, и характеризующаяся гармоничностью их существования, а также ведущей ролью производительных сил человека как геологического фактора.
Теория ноосферы Вернадского
Теория ноосферы была разработана русским ученым и философом В.И. Вернадским в 20-30-х годах прошлого века. Одним из основных вопросов которые Вернадский рассматривал в рамках своей научной деятельности было влияние живых организмов на биологический облик и процессы планеты, в том числе и человека. В своих исследованиях ученый отмечал все возрастающую роль человеческого фактора в геологических процессах, однако детерминантной такого воздействия указывал не численный рост человечества, а рост его производительных возможностей и сил. Сформировав общество, открыв науку и вооружившись технологии человечество стало оказывать решающее воздействие на земные процессы и на все оболочки планеты – атмосферу, литосферу, гидросферу и конечно же биосферу.
Вернадский предполагал, что активность человека, как высшей ступени биологической эволюции, влечет за собой эволюцию планеты в целом. Биосфера как оболочка живых существ, зона их обитания и приспособления к условиям среды, постепенно эволюционирует и сменяется ноосферой – сферой разума, в которой человек, с помощью производительных сил, сам преобразует условия среды в соответствии со своими потребностями и представлениями.
В качестве основных составляющих ноосферы Вернадский выделяет:
- человечество,
- общественные системы,
- биосферу,
- совокупность знаний и технологий.
Согласно представлениям ученого все эти компоненты должны находится в гармонии между собой. Вернадский не признавал вне природного характера человека, попытки философов и ученых поставить непреодолимую стену между биосферой, как средой обитания животных и искусственной, культурной средой обитания человека. Ученый был твёрдо уверен, что вне природной среды человек обречен на вымирание. По этой причине становление и развитие ноосферы, которое происходит уже на протяжении двадцати тысяч лет не должно происходить стихийным путем. Только разумное, научно обоснованное и бережное отношение к природе, позволит человеку установить гармоничные отношения с планетой и направлять ее развитие, а также осуществлять в этом движении и собственную эволюцию.
«Теория ноосферы, ее основные положения » 👇
Однако на настоящий момент развитие ноосферы можно оценить скорее, как стихийное, т.к. в удовлетворении собственных потребностей человечество не считается с сохранением и развитием других сфер Земли и оказывает на них скорее негативное воздействие – сокращение видового разнообразия живых существ, разрушение озонового слоя земли, загрязнение воды и воздуха, массовая вырубка лесов, уменьшение площади плодородных почв и т.д.
Представления о ноосфере Леруа и Шардена
Сам термин ноосфера был предложен французским ученым Э. Леруа, который совместно с Шарденом разрабатывал собственную концепцию понимания ноосферы, отталкиваясь от воззрений Вернадского, который в начале двадцатых годов прошлого века читал свои лекции в Сорбонне.
В отличии от Вернадского понимание ноосферы которого было сугубо материалистичным и отталкивалось от его научных исследований, концепция Леруа и Шардена была в первую очередь философской. В ее основу легли воззрения неоплатоников, в частности Плотина о историческом пути человечества.
Под ноосферой философы понимали особую сферу человеческого разума, духа, которая существует параллельно и независимо от других оболочек Земли и связана исключительно с деятельностью человека, а точнее с его духовной и интеллектуальной жизнью. Человек первоначально существующий в гармонии с природой и духом, стремится выйти за их рамки посредством создания особой сферы своего бытия – сферы разума, отделяя себя от всего сущего. Однако конечным итогом его эволюции является обратное возвращение к духу, но на более высоком уровне, предполагалось, что через ноосферу человечестве воссоединится с божеством, перейдя в идеальную форму существования.
Современные взгляды на теорию ноосферы
Оценка теории ноосферы в настоящее время является неоднозначной. В частности, отдельные исследователи полагают, что В.И. Вернадский не смог создать принципиально новой теории, пересказав иными словами представления о географической среде обитания человечества. При этом не учитывается тот факт, что понятие ноосферы по Вернадскому является более обширным, оно охватывает не только непосредственные места обитания человека, но всю планету в целом, т.к. человечество в своей деятельности оценивается как глобальный фактор развития Земли.
Точка зрения Вернадского на человека как определенно природное существо, также подвергается значительной критике. Многие деятели полагают, что человечество полностью независимо от природы и способно полностью функционировать в искусственной среде обитания, а потому разумное управление процессами, воздействующими на Землю не является необходимым.
Также возникают вопросы относительно оценок Вернадского процессов становления ноосферы. Сам ученый то рассматривает их как дело будущего, то раскрывает в контексте настоящего. Это связано с тем, что Вернадский рассуждает о ноосфере в рамках геологического времени отрезки которого очень велики по меркам жизни отдельного человека. Вместе с тем Вернадский формулирует критерии разумного становления ноосферы, которые позволяют оценить прогресс ее развития в настоящий момент:
- превращение человечества в единую глобальную общность;
- развитие средств связи и коммуникации, позволяющее поддерживать и развивать глобализационные процессы;
- развитие энергетики, открытие новых видов энергии, как материальная база развития человечества;
- реальное равенство людей в обществе – политическое, экономическое, правовое;
- поднятие общего уровня жизни человечества, исключение голода, эпидемий, социальных катастроф;
- полное исключение войн из жизни общества.
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме