Поль леруа поэт

Отзывы

Поль Элюар: Стихи

Француз Поль Элюар, известный как поэт-сюрреалист, в жизни своей никогда не терял связь с реальностью. Влюбившись в Галу, будущую музу Сальвадора Дали, создал с ней семью. После ее ухода воспитывал дочь, и вновь обрел любовь. В Первую Мировую был солдатом, Во Вторую Мировую – подпольщиком. Был и коммунистом. Его стихи прозрачные, парадоксальные, иногда вне логики и смысла, просто на ощущениях, ассоциациях. Автор будто тонет в образах и символах, и читатель с ним. Но вместе с тем они жизненные, телесные, земные.

Герой его лирики – маленький человек, поэт в центре большого мира. Он ценит простые человеческие радости, чувства, труд, семью, мир, справедливость. Мечтает о счастье. Брат солнцу. Он не бежит от мира, а только от одиночества, жалеет всех уставших, вместе со всеми трепещет перед смертью. В калейдоскопе каждого стихотворения всегда есть хотя бы одна мудрая строчка о жизни и человеке, понятная всем. Его поздние стихи не так авангардны, но не менее эмоциональны и человечны.

Список стихотворений:

Поль Элюар: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

Эжен Эмиль Поль Грендель появился на свет 14 декабря 1895 года в Сен-Дени, в семье богатого торговца недвижимостью. Здоровье мальчика было слабым, и в 1912 году, заболев туберкулёзом, он уехал лечиться в санаторий в Швейцарии. Там же в это время находилась Елена Дьяконова, ставшая вскоре известной на весь мир под именем Гала. 17-летний Поль был покорён красивой, образованной и талантливой сверстницей. Именно она вдохновила его на первый порыв любовной поэзии, подхваченный в дальнейших его работах. В 1917 году Поль и Гала поженились, а через год у них родилась дочь Сесиль.

В 1917 году поэт, участвовавший в Первой мировой войне, опубликовал первый сборник стихов «Долг и тревога», подписанный фамилией Элюар. Вернувшись с войны, он сразу же окунулся в творческую жизнь Парижа, познакомился с Андре Бретоном, Луи Арагоном и Максом Эрнстом. В это время Элюар издал сборники авангардистских стихов «Животные и их люди, люди и их животные» (1920) и «Примеры» (1921) — истоки дадаизма. Лучшим другом и единомышленником Элюара стал Макс Эрнст. В условиях царивших тогда свободных нравов, он поселился в доме Элюара и сблизился с Гала. Так сформировался знаменитый любовный треугольник «Элюар-Гала-Эрнст».

В 1929 году Элюар познакомился с Сальвадором Дали. Эта встреча стала роковой: между Дали и Гала, которая была на 10 лет старше, вспыхнула настоящая любовь. Образовалась одна из самых красивых и необычных пар XX века. В 1930 году Гала ушла от Элюара к Дали. Развод состоялся в 1932 году, а в 1934 году Элюар женился на своей подруге Нуш (Марии Бенц), талантливой танцовщице, акробатке, модели, поэтессе и просто красавице, ставшей его новой музой.

В 30-е годы Элюар активно выступал против франкистского движения в Испании, сошёлся с Пабло Пикассо. Вдохновившись знаменитой «Герникой» художника, он написал поэму «Победа Герники». В 40-е годы Элюар активно участвовал в подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов, писал стихи, поддерживающие дух партизан. Они составили сборники «Открытая книга I», 1940; «На нижних склонах», 1942; «Открытая книга II», 1942). Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений поэта «Свобод» разбрасывались над Францией с английских самолётов. Поэт также был активным членом коммунистической партии.

Радость от окончания второй мировой войны была омрачена смертью Нуш. Элюар ушёл в миротворческую деятельность, путешествовал по всему миру, участвуя в различных мирных конгрессах. В это время активно развивалась его гражданская лирика, воплощённая в сборниках «Посвящение» (1950), «Суметь всё сказать» (1951). В 1951 году совместно с Пикассо поэт выпустил выпустил сборник «Лик всеобщего мира». В 1951 году он в третий раз женился — на Доминик Лемор, чему посвятил романтический сборник стихов «Феникс», наполненный счастьем вновь обретённой любви. В феврале 1952 года поэт посетил Москву, представляя французскую культуру на мероприятии, приуроченном к юбилею Виктора Гюго.

В ноябре 1952 года Поль Элюар скончался от инфаркта и был похоронен на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.

«Вечерняя Москва» представляет подборку из 10 известных стихотворений поэта (в переводе Мориса Ваксмахера):

Возлюбленная («Умирать оттого, что не умираешь», 1926)

Всегда у нее открыты глаза,

Они не дают мне спать.

Грезит она среди белого дня,

Она заставляет меня смеяться,

Смеяться, и плакать, и говорить,

Хоть нечего мне сказать.

В начале начал («Любовь поэзия», 1929)

 Я сказал тебе это для туч

Я сказал тебе это для дерева на морском берегу

Для каждой волны для птицы в листве

Для камешков шума

Для привычных ладоней

Для глаза который становится целым лицом

и пейзажем

И которому сон возвращает небеса его цвета

Я сказал тебе это для выпитой ночи

Для решёток у края дорог

Для распахнутых окон для открытого лба

Я сказал тебе это для мыслей твоих и для слов

Потому что доверье и нежность не умирают.

Земля вся синяя как апельсин («Любовь поэзия», 1929)

Земля вся синяя как апельсин

Отныне заблужденье невозможно слова не лгут

Они не позволяют больше петь

Лишь понимать друг друга в поцелуях

Безумцы и объятия любви

Она ее с моими слитые уста

Все тайны все улыбки

И снисходительность одежд

Прикрывших наготу.

Цветут как травы осы

Заря себе на шею надевает

Ожерелье окон

Под крыльями упрятана листва

Все солнечные радости твои отныне

Все солнце на земле

На всех дорогах красоты твоей.

К стеклу прильнув лицом как скорбный страж («Любовь поэзия», 1929)

 К стеклу прильнув лицом как скорбный страж

А подо мной внизу ночное небо

А на мою ладонь легли равнины

В недвижности двойного горизонта

К стеклу прильнув лицом как скорбный страж

Ищу тебя за гранью ожиданья

За гранью самого себя

Я так тебя люблю что я уже не знаю

Кого из нас двоих здесь нет.

Чуть измененная («Сама жизнь», 1932)

Прощай же грусть

И здравствуй грусть

Ты вписана в квадраты потолка

Ты вписана в глаза которые люблю

Ты ещё не совсем беда

Ведь даже на этих бледных губах

Тебя выдает улыбка

Так здравствуй грусть

Любовь любимых тел

Могущество любви

Чья нежность возникает

Как бестелесное чудовище

С отринутою головой

Прекрасноликой грусти.

Около полуночи («Сама жизнь», 1932)

Отворяются двери обнажаются окна

Беззвучный свет ослепляет меня

И ничего не исправишь меня обступают

Мне не нужные существа

Вот дурачок получающий письма из-за границы

Вот дорогое кольцо он серебряным числит его

Вот болтливая женщина с седой головой

Вот бестелесная девушка

Незавершённая безобразная омытая тьмой и бедой

Нелепо увитая мальвами и барвинками

Её нагота её чистота отовсюду видна

Вот море вот корабли на игорных столах

Вот свободный мужчина и вот другой свободный

мужчина и это все тот же

Вот разъярённые звери перед страхом заляпанным

грязью

Мертвецы арестанты безумцы все кого нет

Где же ты почему ты не здесь почему не разбудишь

меня.

Все права («Сама жизнь», 1932)

Притворись

Тенью весенней в весенних цветах

Днём самым коротким в году и полярною ночью

Предсмертною мукою тех кому привиделась осень

Запахом розы и мудрым ожогом крапивы

Расстели прозрачность полотнищ

На лугу своих глаз

Покажи злодеянья огня плоды его вдохновенья

Рай пепла его

Покажи как неясное нечто воюет со стрелкой часов

Покажи нанесённые истиной раны несгибаемость

клятвы

Себя покажи

Не бойся в хрустальных одеждах предстать

Твоя красота неизменна

В глазах твоих слёзы улыбки и нежность

В глазах твоих нет никаких секретов

Нет пределов.

Уверенность («Феникс», 1951)

Если я что-то тебе говорю

это чтоб лучше тебя услыхать

Если я слышу тебя

я уверен, что я тебя понял

Если ты мне улыбаешься

это чтоб лучше меня покорить

Если ты мне улыбаешься

я вижу весь мир пред собою

Если я обнимаю тебя

это чтобы стихи мои никогда не кончались

Если мы живы с тобой

будет всё радостно в мире

А когда я с тобой расстаюсь,

мы и в разлуке помним друг друга

И расставаясь с тобой

мы друг друга опять обретём.

И улыбка («Феникс», 1951)

В мире нет беспросветных ночей

Вы мне верить должны, если я говорю

Если я утверждаю

Что всегда даже в самой кромешной печали

Есть открытое настежь окно озарённое светом

В мире есть мечта начеку

Есть желанье, которое нужно исполнить

Есть голод, который нужно насытить

В мире есть благородное сердце

И пожатье надёжной руки

И внимательные глаза

И жизнь, которая хочет

Чтоб её разделили с другими.

Мы двое («Феникс», 1951)

Мы двое крепко за руки взялись

Нам кажется что мы повсюду дома

Под тихим деревом под чёрным небом

Под каждой крышей где горит очаг

На улице безлюдной в жаркий полдень

В рассеянных глазах людской толпы

Бок о бок с мудрецами и глупцами

Таинственного нет у нас в любви

Мы очевидны сами по себе

Источник веры для других влюблённых.

Генри Дэвид Торо

Поль Элюар, новое:

Прощай печаль
Здравствуй печаль
Ты вписана в линии потолка
Ты вписана в глаза которые я люблю

Ты отнюдь не беда
Ибо самые жалкие в мире уста…

Как потеплело к вечеру сегодня!
И как сверкают звёзды!
Прозрачно будет небо поутру
Над авеню Версаль.
Прозрачно будет…
А песня в небе тает,…

Оно рассеивает свет,
Оно показывает нам вещей нагую суть,
Оно отказывает нам в возможности на миг
отвлечься,
Оно — что камень,
Твёрдый камень…

Малышка-девчушка впервые в Париже.
А грохот, как ливень, клокочет и брызжет.
Малышка-девчушка идёт через площадь.
А грохот прибоем булыжники лижет…

Моя печаль застыла неподвижно
Я жду напрасно не придёт никто
Ни днём ни ночью
И не приду я сам такой как прежде

Мои глаза разлучены с твоими…

Любите поэзию?

Угадайте автора стихотворения

Интересные цитаты

Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе…

Стихи вне времени

Свои пожелания по работе сайта вы можете оставить в нашей гостевой книге.

Поль Элюар, самые читаемые стихотворения:

  1. В мире нет беспросветных ночей
    Вы мне верить должны если я говорю
    Если я утверждаю
    Что всегда даже в самой кромешной печали
    Есть открытое настежь…

  2. Как потеплело к вечеру сегодня!
    И как сверкают звёзды!
    Прозрачно будет небо поутру
    Над авеню Версаль.
    Прозрачно будет…
    А песня в небе тает,…

  3. Я думал что сумею разорвать пространство
    Своей печалью голой одинокой
    Я распростёрся на полу своей тюрьмы
    Как здравомыслящий и опытный покойник…

  4. Моя печаль застыла неподвижно
    Я жду напрасно не придёт никто
    Ни днём ни ночью
    И не приду я сам такой как прежде

    Мои глаза разлучены с твоими…

  5. Я бы мог в одиночестве жить
    Без тебя

    Это кто говорит
    Это кто без тебя может жить
    В одиночестве
    Кто

    Жить наперекор всему
    Жить наперекор…

  6. Оно рассеивает свет,
    Оно показывает нам вещей нагую суть,
    Оно отказывает нам в возможности на миг
    отвлечься,
    Оно — что камень,
    Твёрдый камень…

  7. Дождливые, медлительные дни,
    Дни треснувших зеркал, потерянных иголок,
    Дни тяжких век в ограде горизонта,
    Часов безликих дни, глухого плена дни…

  8. Дорога коротка
    Приходишь очень скоро
    К цветным камням
    Потом
    К пустым камням

    Приходишь очень скоро
    К словам бесцветным
    Легковесным
    Потом
    К…

  9. Прощай печаль
    Здравствуй печаль
    Ты вписана в линии потолка
    Ты вписана в глаза которые я люблю

    Ты отнюдь не беда
    Ибо самые жалкие в мире уста…

  10. Малышка-девчушка впервые в Париже.
    А грохот, как ливень, клокочет и брызжет.
    Малышка-девчушка идёт через площадь.
    А грохот прибоем булыжники лижет…

Лучшая поэзия, читайте на сайте

Что стоит прочитать?

Юрий Тынянов - Смерть Вазир-Мухтара

В отличие от «Кюхли», «Смерть Вазир-Мухтара» гораздо более серьёзное и историческое произведение. Роман почти и не о Грибоедове вовсе. Вернее — здесь…

Биография

Поль Элюар — поэт 20-го века, чье творчество принадлежало к направлению сюрреализма. Он был теоретиком движения и представителем «новой литературы». Совершенствуя литературный язык, Элюар оставил на память потомкам неординарные примеры поэзии.

Детство и юность

Настоящее имя поэта — Эжен Эмиль Поль Грендель. Он родился в Сен-Дени 14 декабря 1895-го. Отец работал в сфере недвижимости и был успешен. Это помогло семейству перебраться в Париж в 1908 году. Грендель поступил в высшую начальную академию и окончил ее с высокими баллами. В перспективе у Эжена были учеба в престижном университете и блестящая карьера.

В 1912-м молодому человеку поставили диагноз — легочная недостаточность. Симптомы болезни обнаружили во время путешествия в Швейцарию. Позднее оказалось, что Грендель болен туберкулезом. Чтобы поправить здоровье, его отправили в санаторий, где Эжен пробыл до 1914 года. Пребывание на лечении скрасило знакомство с Еленой Дьяконовой.

Личная жизнь

В жизни Поля Элюара было несколько женщин. Первой оказалась Елена, или Гала, Дьяконова (Дали). Их свадьба состоялась в 1917-м, а спустя год на свет появилась дочь Сессиль. Жена не ожидала рождения ребенка так быстро, поэтому невзлюбила ее. Именно Поль начал звать возлюбленную именем Гала, которое прославило ее связь с Сальвадором Дали. Пара предпочитала свободные отношения, но не расставалась.

В 1929-м Гала ушла от Поля к Сальвадору Дали. Поначалу отношения представляли собой любовный треугольник, но вскоре супруга покинула Элюара. Он отправился в кругосветное путешествие. Вскоре в жизни поэта появилась танцовщица и певица Мария Бернц, известная как Нуш. Дочь бродячих артистов, она смогла вновь вдохновить Поля. 16 лет она была рядом с литератором, а в 1934-м скончалась.

Последней женщиной Элюара стала Доминик Лаура, с которой он состоял в браке с 1951 по 1952 год.

Поэзия

В 1914-м будущего поэта призвали на фронт. Несколько лет он провел в госпитале, наблюдая последствия сражений и тяготы войны. Это привело к переоценке ценностей. В течение трех лет Эмиль не мог попасть на фронт из-за проблем со здоровьем. В этот период он начал писать стихи. Грендель взял псевдоним Поль Элюар, позаимствовав фамилию бабушки, и написал первую книгу «Долг».

Литератору удалось пробыть на фронте пару недель, но он успел оценить разницу между жизнью тыла и передовой. Вернувшись «на гражданку», поэт опубликовал сборник «Стихи для мирного времени».

Война изменила привычную жизнь интеллигенции. Назревала потребность в переменах, которая ощущалась в литературе. Писатели и поэты искали новые веяния. Для Поля Элюара они открылись в дадаизме. Элюар создал журнал «Пословица» и публиковал в нем сочинения единомышленников. К 1924-му он порвал отношения с бывшими соратниками из-за расхождения во взглядах.

Этот период был не самым простым в биографии автора. Он не находил удовлетворения в собственном творчестве и поэзии, возникли проблемы в личной жизни. Поэт решил сменить обстановку и уехал в Марсель. Это произошло внезапно и сразу после публикации «Умирать оттого, что не умираешь». Близкие Элюара решили, что он свел счеты с жизнью, но он предался путешествиям. Через 6 месяцев супруга получила от него письмо из Азии. Елена забрала мужа домой.

Во Франции Элюар присоединился к объединению памфлетистов под названием «Труп». Здесь воспевали сюрреализм. Это направление вернуло Элюару вдохновение. Он стал знаменитым и популярным в Европе. Возникшие изменения в политике Поль заметил одним из первых и был противником навязываемого фашистского режима. В 1939-м его призвали на фронт, где Элюар успел опубликовать несколько книг и зарекомендовать себя в роли подпольного агента. Его стихи сбрасывали листовками с самолетов во время войны. Это укрепляло боевой дух солдат.

С 1942-го Поль Элюар состоял в Коммунистической партии. Борьба с фашизмом нашла отражение в книгах литератора. Отныне его произведения о любви были посвящены не только женщине, но и родине. В памяти публики Поль остался поэтом-революционером и патриотом, борющимся за свободу.

В 1952-м творческий деятель посетил Москву, где выступал на юбилее Виктора Гюго. В том же году он получил почетную премию Мира. Знакомство с Пабло Пикассо вдохновило Элюара на произведение под названием «Победа Герники».

Смерть

В 1952-м Поль Элюар скончался. Причиной смерти стал сердечный приступ. Его могила находится на парижском кладбище Пер-Лашез. На память потомкам поэт оставил редкие фото и богатую библиографию.

Библиография

  • 1913 – «Первые стихотворения»
  • 1916 – «Долг»
  • 1924 – «Умирать оттого, что не умираешь»
  • 1926 – «Град скорби»
  • 1929 – «Поэзия любви»
  • 1932 – «Сама жизнь»
  • 1934 – «Роза для всех»
  • 1936 – «Плодоносные глаза»
  • 1942 – «Поэзия и правда»
  • 1943 – «Семь стихотворений о любви на войне»
  • 1946 – «Непрерывная поэзия»
  • 1947 – «Наша жизнь»
  • 1950 – «Ода Сталину»
  • 1951 – «Феникс»

14 декабря  125 лет Полю Элюару, французскому
поэту и политику, одному из создателей «новой литературы». Яркий представитель
творческой жизни Парижа первой половины XX века, принадлежал к течениям
дадаизма и сюрреализма и до Второй мировой войны был одним из вождей
французской авангардистской поэзии. За 40 лет творчества много раз менял
направления и стили, но всегда оставался верен своему таланту и убеждениям. Лауреат
Международной премии Мира. Его первой женой была Елена Дьяконова (Знаменитая
Гала Дали). Он сотрудничал с Пабло Пикассо, с русским художником Василием
Кандинским. Дважды он приезжал в СССР.

К его произведениям писали музыку Ф. Пуленк,
А. Соге, Л.Ноно, К. Саариахо, А. Волконский, Александр Градский.

Непревзойденный мастер, покоривший высоты
верлибра, он продолжает волновать и врачевать людские души
своими удивительными, необычными стихами.

В день 125-летия
Поля Элюара хочется рассказать об удивительной судьбе талантливого авангардиста,
новатора, оптимиста, влюбленного в жизнь и в женщин, поэта и философа
Поля
Элюара.

14 декабря 1895 года в городке Сен-Дени в
семье успешного риелтора Клемента Гренделя родился талантливый, смышленый, но
очень болезненный мальчик Эжен Эмиль Поль Грендель (это настоящее имя одного из
крупнейших поэтов Франции). В 17 лет, когда он учился в Париже, у него
обнаружили туберкулёз, он был вынужден прекратить учёбу и уехать на лечение в
санаторий, расположенный в Клаваделе (Швейцария), где находился вплоть до
февраля 1914 года. Именно
в это время произошла судьбоносная встреча молодого француза с русской
девушкой-авангардисткой Еленой Дьяконовой, в которой он открыл легенду,
королеву сюрреализма и назвал ее ГАЛА, что означает «вечный праздник».

Елена родилась 26 августа 1894 года в Казани в многодетной семье. Ее мать Антонина,
очень образованная женщина, публиковала сборники детских рассказов, вращалась в
артистических кругах. Мать очень заботилась, чтобы дети получили хорошее
образование, поэтому Елена учила французский с семи лет. После переезда в
Москву Елена поступает в одну из лучших гимназий, где учится вместе с
Анастасией Цветаевой. Елена, как и Поль, страдала от туберкулеза, поэтому родители
приняли решение отправить её лечиться в Швейцарию.

В 17 лет Мастер встретил свою Музу. Влюбленный
Поль начинает писать свои первые любовные стихи. При финансовой поддержке со
стороны отца в 1913 году он издает свой первый сборник стихов под заголовком «Развлечения, Пьеро, пять кругов каждого
молодого человека». Молодые мечтают пожениться, но семья поэта категорически
против брака с русской эмигранткой.

Гала была вынуждена вернуться в Россию, а
Поль в феврале 1914 года попадает
на фронт санитаром, где в одном из боев получает серьезное отравление газом. С
подорванным здоровьем после испытаний в траншеях он возвращается в Париж, где 1917
году издает маленький сборник фронтовых впечатлений «Долг». Этот сборник он впервые
подписывает псевдонимом Поль Элюар – фамилией своей бабушки по материнской
линии. С большим трудом поэт добивается благословения родителей на союз с
прекрасной Галой. Начинается новый этап в его творческой жизни. Вдохновленный любовью
и рождением дочери Сесиль Элюар выпускает сборник новых стихов «Стихи для
мирного времени». Элюар пробует себя в разных стилях. На этом этапе он начинает
писать в стиле дадаизма.

Молодой поэт пробует выпускать свой журнал
«Пословица», в котором публикует стихи поэтов-дадаистов: Андре Бретона, Луи
Арагона, Филиппа Супо, Пьера Реверди. Дадаисты проводили шокирующие
перформансы, устраивали скандалы на банкетах и презентациях, афишировали свои
похождения, стремились к эпатажу. Элюар помимо стихов неожиданно увлекается
фотографией. Он снимает, в основном, обнаженную фигуру жены. Гала вдохновляла
Поля, давала ему энергию, необходимую для достижения успеха, а Поль, в свою
очередь, представлял ее, как роковую женщину-вамп и не скупился на её новые
наряды и капризы. Гала долгое время считалась «иконой стиля» в богемных
Парижских кругах.

Однако вскоре наступает разочарование в новаторском
движении, и в 1923 году Элюар покидает ряды дада. Надо сказать, что на
протяжении своей 38-летней карьеры он постоянно искал себя и пробовал писать в
разных направлениях. Так, в 1924 году
Элюар вступает в группу сюрреалистов и в коммунистическую партию. Издает
сборник «Град скорби», принесший ему известность и славу в Европе, как поэту и
писателю, ищущему новые, необычные, а иногда даже странные формы самовыражения.

В Парижском ночном клубе Элюар знакомится с Сальвадором
Дали. Это знакомство навсегда изменит его жизнь. В августе 1929 года Поль Элюар с женой Еленой и
дочерью Сесиль отправляются из Парижа на автомобиле в Испанию погостить у
молодого 25-летнего испанского художника. Гала показалась художнику воплощением
идеала. Сальвадор понял, что перед ним его единственная настоящая любовь. Так
стремительно, в одно мгновение началась история любви Гала – Дали. Елена была старше
Сальвадора на десять лет. Она стала его единственной женской моделью на всех
картинах великого художника.

Элюар вернулся в Париж с дочкой без жены. С
большим  трудом пережил эту утрату. До
конца своей жизни он писал любовные письма, обращенные к Гала.

К стеклу прильнув лицом как скорбный страж

А подо мной внизу ночное небо

А на мою ладонь легли равнины

В недвижности двойного горизонта

К стеклу прильнув лицом как скорбный страж

Ищу тебя за гранью ожиданья

За гранью самого себя

Я так тебя люблю что я уже не знаю

Кого из нас двоих здесь нет.

Поль Элюар, перевод М.Н.Ваксмахера

Поль получил от Дали своеобразную компенсацию
за жену в виде собственного портрета.

Стихотворения всегда отражают какой-то
временной срез жизни поэта. Открыв любой сборник, можно почувствовать Элюара в
его мире. Читая и слушая его стихи, кажется, что время на какой-то момент
остановилось.

Мелодекламация «Без
тебя»

Свою новую Музу
Поль назвал – Нуш.
Настоящее имя – Мария Бенц. Танцовщица,
певица и писательница. Она родилась и выросла в семье бродячих артистов,
поэтому хорошо знала, что такое «уличная» жизнь. Нуш открыла Полю новый смысл
слова – Любовь! Они прожили счастливо 16 долгих лет. Она была для Элюара поддержкой
и источником силы. Поэт писал о ней: «Без нее моя жизнь была бы невозможна».

В 1930-е гг. Элюар знакомится с Пабло
Пикассо. Они вместе выступают против франкистского движения в Испании.
«Герника» Пикассо вдохновила Элюара 
написать поэму «Победа Герники». В 1940 поэт участвует в движении
«Сопротивление» против оккупировавших Францию нацистов. Активный подпольщик
писал стихи, поддерживающие дух партизан. Сборники его стихов того времени: «Открытая
книга I» (1940); «На нижних склонах» (1942); «Открытая книга II» (1942). «Поэзия
и Правда 1942» и «Лицом к лицу с немцами». С английских самолётов разбрасывались
над всей Францией листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений
поэта «La liberté».

«Свобода»

На школьных своих тетрадках

На парте и на деревьях

На песке на снегу

Имя твое пишу

На всех страницах прочтенных

На нетронутых чистых страницах

Камень кровь ли бумага пепел

Имя твое пишу

На золотистых виденьях

На рыцарских латах

На королевских коронах

Имя твое пишу

На джунглях и на пустынях

На гнездах на дроке

На отзвуках детства

Имя твое пишу…

В ноябре
1946 г. умирает вторая жена Поля, любимая Нуш – «Увидеть мне дано, как жизнь
моя уходит с твоею вместе».

В 1949 г. в Мексике Элюар встретил Доминику Лемор,
на которой он женился в 1951 г., и которая была с ним до его последних дней. Именно
ей посвящена книга «Феникс» – книга о восставшей из праха любви:

Явилась ты и ожил вновь огонь

Мрак отступил заискрился мороз

Я шел к тебе я шел упрямо к свету

Жизнь обретала плоть звенел надежды парус

Мечтами сон журчал и ночь глядела

Доверчиво и просто на зарю

Лучами пальцев ты раздвинула туман

Твой рот был от росы рассветной влажен

Усталость отдыхом сверкающим сменялась

И я как в юности уверовал в любовь.

После окончания Второй мировой войны Поль
Элюар начал путешествовать по миру в качестве миротворца, участвуя в различных
мирных конгрессах.

Дважды он приезжал в СССР (в 1950 и 1952
году). В перерывах между поездками выходят сборники гражданской лирики
«Посвящение» (1950), «Суметь всё сказать» (1951). В 1951 г. совместно с Пикассо
поэт выпустил сборник «Лик всеобщего мира». Поэт стал Лауреатом Международной
премии Мира.

18 ноября 1952 г на 57 году жизни Поль Элюар
умер от обширного инфаркта (захоронен на знаменитом парижском кладбище
Пер-Лашез).

На этом можно поставить точку. Но скорее —
многоточие. Потому что будут новые встречи, новые почитатели поэтического
таланта Поля Элюара. Есть этому прекрасный примеры: Александр Градский написал
красивую Вокальную сюиту «Сама жизнь», есть цикл из 7 романсов на стихи Элюара,
а Франсуаза Саган в свое время вдохновившись стихотворением «Прощай же грусть и
здравствуй грусть» написала и назвала свой чудесный роман «Здравствуй, грусть».

Прощай же грусть

И здравствуй грусть

Ты вписана в квадраты
потолка

Ты вписана в глаза
которые люблю

Ты еще не совсем беда

Ведь даже на этих бледных
губах

Тебя выдает улыбка

Так здравствуй грусть

Любовь любимых тел

Могущество любви

Чья нежность возникает

Как бестелесное чудовище

С отринутою головой

Прекрасноликой грусти.

Непревзойденный мастер,
покоривший высоты верлибра, продолжает в библиотеках города волновать и
врачевать людские души.

Единственная

В тишине ее тела таился

Снежный цветок пушистый

У нее на плечах лежала

Пятном молчанья и розы

Тень ее ореола

Ее певучие гибкие руки

Свет преломляли

Бессонная она воспевала
минуты.

Ты встаешь и вода
раскрывается

Ты ложишься вода
расцветает

Ты вода от пучин
отведенная

Ты земля пустившая корни

Чтобы все стало прочным
на ней

Ты пузырек тишины в
огромной пустыне скрежета

Ты играешь ночные гимны
на струнах радуги

Ты везде и дороги стали
ненужными

Приносишь ты время в
жертву

Вечной молодости костра

Который природу
окутывает воссоздавая ее.

ИХ ЧИСТЫЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ
ГЛАЗА

Дождливые, медлительные
дни

Дни треснувших зеркал,
потерянных иголок,

Дни тяжких век в ограде
горизонта

Часов безликих дни,
глухого плена дни.

Мой дух, ещё вчера
сверкавший

В густой листве, — сегодня
гол, как чувство,

И позабыл зарю, и
головой поник

Глядит на плоть свою,
послушную, чужую. 

Однако видел я
прекрасные глаза

Серебряных богов, в
руках сапфир державших,

Да, истинных богов,
крылатых птиц Земли

И ясных вод, я видел их,
я видел.

И крылья их — мои. Ничто
во всей Вселенной

Не существует, только их
полёт

И он мои печали прочь
несёт

Полёт планет, Земли, и
звёзд полёт, и камня,

И мысль моя на жизни и
на смерти —

На двух крылах, на двух
волнах плывёт.

Явилась ты и ожил вновь
огонь

Мрак отступил заискрился
мороз

Я шел к тебе я шел
упрямо к свету

Жизнь обретала плоть
звенел надежды парус

Мечтами сон журчал и
ночь глядела

Доверчиво и просто на
зарю

Лучами пальцев ты
раздвинула туман

Твой рот был от росы
рассветной влажен

Усталость отдыхом
сверкающим сменялась

И я как в юности
уверовал в любовь.

Дорога коротка…

Дорога коротка

Приходишь очень скоро

К цветным камням

Потом

К пустым камням

Приходишь очень скоро

К словам бесцветным

Легковесным

Потом

К бессмысленным словам

Поёшь не ведая о чём

И вот уже заря осталась
позади

И нет ни дня

Ни ночи

Лишь эхо нескончаемых
шагов

Зеркало мгновенья

Оно рассеивает свет,

Оно показывает нам вещей
нагую суть,

Оно отказывает нам в
возможности на миг

отвлечься,

Оно — что камень,

Твёрдый камень

Движения и взгляда,

В его холодном блеске
дрожат и тают маски,

И то, что схвачено
руками, гнушается принять

чужую форму рук,

И то, что было ясным и
понятным, исчезает,

Сливается с ветрами
птица,

И небо — со своею сутью
голубой,

И человек — с судьбой.

И улыбка

В мире нет беспросветных
ночей

Вы мне верить должны
если я говорю

Если я утверждаю

Что всегда даже в самой
кромешной печали

Есть открытое настежь
окно озарённое светом

В мире есть мечта начеку

Есть желанье которое
нужно исполнить

Есть голод который нужно
насытить

В мире есть благородное
сердце

И пожатье надёжной руки

И внимательные глаза

И жизнь которая хочет

Чтоб её разделили с
другими.

Книги о Поле Элюаре
можно взять в библиотеках Челябинска:

Эренбург, И. Н. Гала и
Элюар : счастливый соперник Сальвадора Дали : роман / Ирина Эренбург. — Москва
: Олимп : Астрель, 2010. — 319 с. — (Кумиры. Истории великой любви). – В Центральной
библиотеке им.Пушкина.

Великовский, С. И. К
горизонту всех людей : путь Поля Элюара / С. И. Великовский. — Москва :
Художественная литература, 1968. — 229 с. : ил. – В библиотеке №32
им.М.Горького.

Великовский, С. И. В
скрещенье лучей : Групповой портр. с Полем Элюаром : [Мастера фр. лирики XIX-XX
ст.] / с. Великовский. — Москва : Советский писатель, 1987. — 399,[1] с. : ил. –
В Центральной библиотеке им.Пушкина, библиотеках №№ 1, 22.

Алиса Маршал, библиотека
№26 им.Л. Татьяничевой

Биография Поля Элюара

Поль Элюар (настоящее имя – Эжен Эмиль Поль Грендель) – французский поэт, выпустивший более сотни поэтических сборников, – родился 14 декабря 1895 года в Сен-Дени.

В 1912 у юного Элюара был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать свою учёбу в Париже и уехать лечиться в Швейцарию. Там в санатории он познакомился с Еленой Дьяконовой, которую называл Гала. Она стала его музой, именно тогда он начал писать стихи. В 1917 Поль Элюар и Гала поженились, через год у них родилась дочь Сесиль.

Поэт участвовал в Первой мировой войне как санитар в госпитале, на фронте он написал сборник стихов, впервые подписавшись именем Поль Элюар. В 1918 его «открыл» Жан Полан, он же познакомил его с Бретоном, Арагоном, Максом Эрнстом. Вместе с ними Элюар стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. В 1923 порвал с дадаизмом, поссорившись с Тристаном Тцара.

В 1926 вместе с другими сюрреалистами вступил в коммунистическую партию, в 1933 был исключён за антисоветские высказывания, но в 1942 был вновь принят. В 1926, за день до выхода из печати поэтического сборника «Mourir de ne pas mourir» («Умирать оттого, что не умираешь»), упомянутого в одном письме Элюара как его последняя книга, он, неожиданно для всех, отправился в путешествие, оставив прощальную записку только отцу. Гала и его друзья думали, что он мёртв. Путешествие вокруг света длилось семь месяцев. Удалившись от родного дома, Элюар стал слать письма своей жене, и Гала смогла присоединиться к мужу, найдя его уже в Азии, откуда они вместе вернулись во Францию.

В 1929 Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара». Дали высказался об этом так: «Я чувствовал, что на меня возложена обязанность запечатлеть лик поэта, с Олимпа которого я похитил одну из муз».

В 1929 Элюар повстречал Марию Бенц (Нюш), его новую музу, а в будущем супругу. В 1930 Гала окончательно ушла от Элюара к Сальвадору Дали, оформив развод в 1932, и в 1934 Элюар женился на Нюш.

Во время гражданской войны в Испании Поль выступал против франкистского движения. В те годы он сблизился с Пабло Пикассо; именно картина художника «Герника» вдохновила Элюара на написание поэмы «Победа Герники».

В начале Второй мировой войны Поль обосновался в Париже и присоединился к подпольной борьбе против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» разбрасывались с английских самолётов над Францией.

После войны поэта постиг новый удар, смерть любимой жены Нюш. Поль Элюар путешествовал по всему миру, участвуя в различных конгрессах, посвящённых миру и как представитель движения сюрреалистов. В 1950, в Варшаве, он присутствовал на разработке Всемирного Совета Мира. В том же году он познакомился с Доминик Лемор, они сочетались браком в 1951. Поль написал сборник стихов «Феникс», посвящённых их отношениям и вновь обретённой радости жизни. В феврале 1952 поэт представлял французскую культуру на юбилее Виктора Гюго в Москве.

Поль Элюар умер от инфаркта 18 ноября 1952 года, похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.

Поль Элюар – лауреат Международной премии мира (1952).

К произведениям Элюара писали музыку Ф. Пуленк, А. Соге, Л. Ноно, К. Саариахо, А. Волконский, Александр Градский, Витаутас Баркаускас.

Произведения:
Premiers poèmes / Первые стихотворения (1913)
Le Devoir / Долг (1916, первая книга, которая вышла под псевдонимом Поль Элюар)
Le Devoir et l’Inquiétude / Долг и тревога (1917)
Les animaux et leurs hommes, les hommes et leurs animaux / Животные и их люди, люди и их животные (1920)
Mourir de ne pas mourir / Умирать оттого, что не умираешь (1924)
Capitale de la Douleur / Град скорби (1926)
Les Dessous d’une vie ou la Pyramide humaine / Изнанка одной жизни, или Человеческая пирамида (1926)
L’Amour la Poésie / Любовь поэзия (1929)
Ralentir travaux / Отставить работы (1930, в соавторстве с Бретоном и Р. Шаром)
La Vie immediate / Сама жизнь (1932)
La rosé publique / Роза для всех (1934)
Yeux fertiles / Плодоносные глаза (1936)
Poésie et vérité 1942 / Поэзия и правда 1942 года (1942)
Les sept poèmes d’amour en guerre / Семь стихотворений о любви на войне (1943)
Poésie ininterrompue / Непрерывная поэзия (1946)
Le dur désir de durer / Жаркая жажда жить (1946, иллюстрации М. Шагала)
Notre vie / Наша жизнь (1947)
Ode à Staline / Ода Сталину (1950)
Tout dire / Всё сказать (1951)
Le Phénix / Феникс (1951)

Биография

Произведения

  • Без музыки
  • Рыба
  • Тебе я это говорил

Критика

  • Многозначность образа. Поль Элюар
  • Український Елюар: здобутки і втрати
  • Элюар и об Элюаре

Текст: Дмитрий Шеваров

Это одна из тех странных историй, которые остаются на обочине нашей памяти. Они остаются там в ожидании своего финала, но никогда этого не могут дождаться. Странное со временем становится необъяснимым.

Поэтому мало с кем мы можем поделиться такой историей. Она как книга с вырванными первыми и последними страницами – ее не дашь никому почитать.

И все-таки я попробую рассказать одну такую историю. Быть может, она сделает жизнь чуть прозрачнее для нашего взгляда, утомленного горестными буднями.

Париж. 1950 год. На набережной Турнель в сырой осенней дымке – рыбаки и букинисты. Рыба не клюет. Книги не продаются. Туристов нет. Послевоенная бедность. Не такая, как в России, но нужды хватает.

Пешеходы то выходят из дымки, то теряются в ней, уносимые каждый своим одиночеством. Только на блошином рынке у старых ворот люди позволяют себе шуметь, забавно торгуются, а иногда и скандалят.

Здесь поэт Поль Элюар и познакомился с Зиной. Она еще совсем девочка. В белом поношенном плащике, из которого она выросла. Робко щебечет по-французски.

Он приглашает ее зайти на террасу «Кафе де ла Пэ». Почему именно сюда? «Здесь очень удобные стулья и можно вытянуть ноги…» – объясняет Элюар.

Автограф Элюара

Они выпивают по чашечке кофе.

Поль и Зина симпатичны друг другу, но расстаются, не обменявшись ни адресами, ни телефонами. У каждого есть на то своя причина.

Через несколько дней они встречаются на приеме в советском посольстве.

Поль Элюар – коммунист, вступил в компартию в 1942 году, когда за это расстреливали. Никто не удивляется тому, что поэт не пропускает ни одного повода, чтобы появиться у русских на Rue de Grenelle. Впрочем, тогда в советском посольстве часто бывали и те, кто не вникал в идеи коммунизма. Такое было время – братские чувства друг к другу, возникшие в годы войны, были превыше идеологии. Кроме того, в советском посольстве старались прежде всего накормить гостей. Полуголодные французские интеллигенты ценили эту простую заботу.

Элюар старше Зины более чем на тридцать лет. У него недавно умерла жена, и он глубоко несчастен. Избегает быть дома и бродит по улицам. Поль не удивляется начитанности русской девушки, ее любви к французской поэзии. Он не видит в ней чужестранку.

  • Под лучами счастливого смеха тают
  • мои заботы
  • Я слышу как нежность речей смягчает
  • угрюмость голоса моего

Элюар шутит с таким невозмутимым видом, что Зина потом всю ночь думает: розыгрыш это или всерьез? Поль то предлагает ей встать пораньше и пойти вместе с ним собирать шампиньоны под платанами, то пугает ее тем, что напишет на стене советского посольства: «Зина – самая красивая девушка в 15-м округе Парижа». При этом он вынимает из кармана пальто осколок мела.

Поль Элюар

  • Я умоляю вас взять приласкать мою голову
  • В ваших пустых руках томится мое ожидание

Зина восхищается Полем: он так много видел и так много пережил. Ему было о чем ей рассказать. Воевал в Первую мировую и был дважды отравлен газами. Однажды сел в Марселе на первый попавшийся корабль и пустился в кругосветное плавание. Встречал восход на Антильских островах, блуждал по Малайскому архипелагу, зимовал в Океании, повидал Новую Зеландию, Индонезию и Цейлон. Заболел лихорадкой в Сайгоне. Его спасла любимая, примчавшаяся за ним из Франции. В горячке он принимает ее за видение.

  • Летучая девушка плавно
  • Ко мне спускается сверху
  • Тихо поет на ветру
  • И нет у нее крыльев
  • Приманиваю ее как жаворонка…

Портрет Поля Элюара. Картина Сальвадора Дали. Фото: salvador-dali.org

Вторую мировую войну Элюар встретил на железнодорожной станции, которую он охранял вместе с такими же мобилизованными парижанами. Ему было уже сорок пять. В таком возрасте человеком обычно руководит благоразумие и осторожность, но Элюар уходит в Сопротивление. Выполняет опасные задания в Париже. Создает подпольное издательство. Спасает евреев, обреченных на отправку в концлагерь. Скрываясь от гестапо, поэт прикидывается сумасшедшим и скрывается в психиатрической лечебнице, продолжая оставаться связным Сопротивления.

…В декабре 1951 года Зина собирается обратно в Москву – она еще студентка, ей надо сдавать сессию.

На последнюю встречу Поль приходит с новой книгой. Это его самый полный – 440 страниц! – сборник «Избранные стихотворения». На форзаце автор написал три слова. В переводе: «Зинаиде – дружеская дань». Можно перевести и так: «дружеское приношение».

Поль Элюар

Зина уехала. В Париж, на работу в посольство, вернулась только через год. Элюара уже не было в живых.

В 1954 году Зину отозвали в Москву, и в Париж она, кажется, больше не возвращалась.

В 1960-е годы Зина подарила книгу Элюара своему коллеге – его звали Евгений, он старательно совершенствовался во французском и обожал Элюара.

Евгений был близким другом моих родителей. Несколько лет назад он умер. Вскоре его сын приехал ко мне: «Папа завещал передать тебе…»

Так томик Элюара оказался у меня. Пожелтевшая книжка выглядит чуть встрепанной, как парижский воробей. Очевидно, когда ее страницы торопливо разрезала ножичком Зина, то не везде у нее получилось аккуратно.

Избранное Поля Элюара

  • Наша жизнь
  • Не в одиночку мы к цели идем
  • а вместе с любимой
  • Понимать научившись любимую
  • мы научимся всех понимать
  • Все мы друг друга полюбим
  • Наши дети будут смеяться
  • над черной легендой о человеке
  • который был одинок.

* * *

  • К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
  • А подо мной внизу ночное небо
  • А на мою ладонь легли равнины
  • В недвижности двойного горизонта
  • К стеклу прильнув лицом как скорбный страж
  • Ищу тебя за гранью ожиданья
  • За гранью самого себя
  • Я так тебя люблю что я уже не знаю
  • Кого из нас двоих здесь нет.

* * *

  • Вечер клюет
  • У деревни с ладони
  • Зёрна теплого сна
  • Мысли спокойной вам ночи
  • И я тишину окликаю
  • Тихонько по имени.

* * *

  • Ничего кроме ласкового лица
  • Ничего кроме ласкового птенца
  • На длинных насыпях где детей охватывает
  • усталость
  • У самого выхода из зимы
  • Когда облака как всегда
  • Начинают пылать
  • Когда воздух морозный алеет
  • Ничего кроме молодости исчезающей в беге
  • жизни.
  • Перевод Мориса Ваксмахера

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Поплавковый выключатель уровня воды купить в спб максидом
  • Полы химки леруа мерлен
  • Поперечный срез аксона
  • Полы кнауф суперпол леруа мерлен
  • Понятие об аксон рефлексе